Письма к друзьям

"В десяти своих посланиях ты, как и следовало императору-христианину, - читаем в послании св. Григория, папы римского, к императору Льву Исаврянину, - давал доброе и благочестивое обещание постоянно соблюдать и хранить все наставления наших святых Отцов и учителей... Но ты отрекся от святых Отцев и учителей наших, хотя и дал собственноручное письменное обещание повиноваться и следовать им. Наше писание, наш свет и спасительная сила наша, это - святые и богоносные Отцы и учители наши; об этом засвидетельствовали нам и шесть бывших о Христе Соборов, но ты не принял их свидетельств" [10].

"Феодор, святейший епископ Мирский, сказал: "все мы, слыша учение Отцов наших, умилились душею и оплакали прошедшие годы; возблагодарим же Бога, что, благодаря учению святых Отцов, мы пришли в познание истины" [11].

Святейший патриарх (Тарасий) изрек: "стражи кафолической Церкви, святые Отцы наши, постоянно бодрствующие над мысленными стенами ее, провозгласили (свое мнение об этом предмете). Они отогнали всякое нестроение и пустословие и, сохранивши ее нерассеянною, прогнали все полчища неприятелей и мечем духа уничтожили как древние ереси, так и заблуждение новой лжи" [12].

"Святой Собор провозгласил: "да исправят нас учения богоглаголивых Отцов. Почерпая из них, мы напоились истиною; следуя им, мы прогнали ложь; быв научены ими, мы с любовию приемлем честные иконы. Отцы проповедуют, а мы остаемся послушными чадами и хвалимся пред лицем матери преданием кафолической Церкви... Мы следуем древнему законоположению кафолической Церкви. Мы соблюдаем заповеди Отцов ...>.

Святые Отцы наши, исполняя божественное повеление Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, не скрывали под сосудом дарованного им (И.Хр.) светильника божественного знания, но ставили его на подсвечнике самого полезного дела - учительства, чтобы он светил всем находящимся в дому, то есть рожденным в кафолической Церкви, дабы кто-либо из благочестиво исповедующих Господа не наткнул когда-либо своей ноги на камень еретического злословия. Они изгоняют всякое заблуждение еретическое, а всякий гнилой член, если он заболеет неизлечимо, отсекают. Имея веялку, они очищают гумно; при этом пшеницу, то есть, питательное слово, укрепляющее сердца человеческие, они складывают в кладовой кафолической Церкви, а плевелы еретического злословия, сожигают огнем неугасимым... Мы же, во всем держась учения этих богоносных Отцев наших, проповедуем это учение едиными устами и единым сердцем, ничего не прибавляя и ничего не убавляя из того, что предано нам; а, напротив, утверждаемся и укрепляемся в нем" [13].

В согласии со святыми Вселенскими Соборами, Православная Церковь и теперь не перестает вместе с древними церковными песнописцами именовать святых Отцов самыми возвышенными, самыми многозначительными именованиями:

"Храм всесветел трисолнечныя зари", "таинник неизреченных" (св. Василий Великий) [14];

"Светильниче многосветлый Божественныя зари", "источниче догматов высоких", "цевнице Боговещанная", Троицы обителище" (св. Григорий Нисский) [15];

"Трость скорописца наострена Духом", "православия наставниче", "вселенныя светильниче", "отеческаго предания Божественное семя" (св. Максим Исповедник) [16];

"Таинник Боговидцев", "Богословия источниче", "премудрости реко", "струя Божественнаго разума", "звездо светлейшая", "благочестия поборниче", "нечестия прогонителю", "столп Церкве", "таинник Триипостаснаго Единоначалия" (св. Григорий Богослов) [17];

"Мысленный светильник всемирный", "храм Троицы", "храм Духа", "Церкве основание незыблемое" (св. Ефрем Сирин) [18];

"Богодохновенный орган", "догматов пучина неисчерпаемая", "ум Небесный", "Христовы уста", "премудрости глубина" (св. Иоанн Златоуст) [19];

"Орган Святаго Духа", "пламень молнии, попаляющий демонов полки", (св. Антоний Великий) [20];

"Столпе света", "богословия трубо златая" (св. Афанасий Великий) [21];