Письма к друзьям
48. Пир десяти дев или О девстве. Речь III. Фалия; гл.8 // Святый Мефодий, епископ и мученик, отец церкви III-го века. Полн. собр. его творений. 2-е изд. СПб., 1905. С.52.
49. Там же. С.52-53.
50. Мф.13:24-30.
51. Все перечисленные святые были гонимы при жизни; о святых Максиме Исповеднике и Григории Паламе см. письма XIV и XII.
52. Архим. Филарет Дроздов. Разговоры между Испытующим и Уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви. СПб., 1815. С.129.
53. См. прим. XV,4.
54. Имеется в виду аналогия с принятым на IV Вселенском соборе в Халкидоне догматом о характере соединения двух природ - Божеской и человеческой - в Иисусе Христе: "неслитном" (против ереси монофизитов) и "нераздельном" (против ереси несторианства).
55. Деян.20:28.
56. В своих "Словах о священстве" св. Иоанн Златоуст детально перечисляет трудности и опасности пастырского служения (особенно в Слове III), и хотя в начале своего рассмотрения говорит, что "много есть таких священников, которые избегли этих сетей, и их гораздо более, чем уловленных" (III, 10) , но затем приходит к выводу, что "немногие ...> переходят на подвиги священства; и из них большая часть оказываются неспособными, падают духом и испытывают неприятные и тяжелые последствия" (VI,7), и даже что "нужна душа как бы божественная, чтобы не предаться ненависти и не впасть в уныние" (V,8).
57. Возражения против подлинности сочинений, подписанных именем обращенного в христианство проповедью ап. Павла (Деян.17:34) первого афинского епископа Дионисия Ареопагита, были высказаны уже в XV в. (Валла, Эразм Роттердамский и др.). В России ареопагитские споры велись во 2-й половине XIX в., в частности, между проф. Киев. Дух. Акад. К.И. Скворцовым, опубликовавшим в 1871 г. книгу "Исследование вопроса об авторе сочинений, известных под именем Дионисия Ареопагита", и еп. Порфирием (Успенским). В настоящее время можно считать твердо установленным, что эти сочинения ("Ареопагитики") написаны не ранее 2-й половины V в.
58. Писания мужей апостольских. М., 1862. С.374-430.
59. Там же. С.417.
60. Главный труд св. Иринея, полное название которого "Опровержение и низложение лжеименного знания", посвящен критике гностицизма (см. прим. V,9).
61. Сочинения Святого Иринея, епископа Лионского. СПб., 1900. С.225-226.
62. Дан.13:20.
63. Ириней Лионский. Цит. соч. С.389.
64. Древний Патерик. С.367.
65. Арианство - рационалистическая ересь IV в., отвергавшая несотворенность Бога Сына и Его единосущие с Богом Отцом; по учению Ария Христос сотворен Отцом и лишь по благодати сделался Богом.
66. См. прим. XIV,a.
67. Движение против почитания икон (объявленного идолопоклонством), начатое византийским императором Львом Исавром (716-741), продолжалось до правления царицы Ирины (775-802), восстановившей иконопочитание; иконоборческое гонение вновь было воздвигнуто Львом Армянином (813-820); окончательно иконопочитание было утверждено при Феодоре (843).
68. "Ибо я знаю, что по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада" (Деян.20:29).