Приношение современному монашеству

"Молящийся в разуме терпит встречающиеся скорби; но побеждаемый памятозлобием еще не имеет чистой молитвы" [425].

"Обиженный, обесчещенный, изгнанный кем-либо из человеков, не засматривайся на настоящее, но устреми взоры к последствиям действий этого человека, - и найдешь, что он был для тебя виновником многих благ не только в настоящем, но и в будущем веке" [426].

"Полезна горькая полынь для тех, у которых испорчено пищеварение: так и злонравным полезно подвергаться зло{стр. 141}ключениям. То и другое служит врачевством, доставляя телесное здравие первым и приводя к покаянию вторых" [427].

"Ты не желаешь терпеть зла? не желай и делать зла: первое за вторым последует неизбежно. Каждый жнет то, что посеял" [428].

"Сея зло произвольно и пожиная его невольно, мы должны удивляться правде Божией" [429].

"Определено некоторое время между сеятвою и жатвою: не видя воздаяния вслед за сделанным злом, не будем не верить воздаянию, как некоторые не верят ему по этой причине; придет оно в свое время" [430].

"Похваляющий и вместе порицающий ближнего выказывает этим, что он недугует тщеславием и завистию: похвалами старается скрыть зависть, а порицаниями старается выставить свое превосходство над порицаемым" [431].

"Невозможно пасти овец и волков на одном пастбище: так невозможно получить милость тому, кто делает зло ближнему" [432].

"Вода и огонь, будучи соединены в одном месте, противодействуют друг другу: противодействуют друг другу в душе словооправдание и смирение" [433].

"Ищущий отпущения грехов любит смиренномудрие; осуждающий ближнего запечатлевает свою греховность" [434].

"Не оставляй неизглажденным греха, хотя бы он был и самомалейший: иначе он повлечет тебя к большему злу" [435].

"Если хочешь спастись, возлюби правдивое слово и никогда не отвращайся обличений" [436].

"Лучше молиться с благоговением о ближнем, нежели обличать его о всяком согрешении" [437].

"Кающийся истинно подвергается поруганию безумных: это служит для него знаком благоугождения Богу" [438].

"Превознесшись похвалами ожидай бесчестия" [439].

"Ищущий похвалы вступает в область страстей; плачущий о скорби, нашедшей на него, обнаруживает преобладание в нем сластолюбия" [440].

"Колеблется как на весах помысл сладострастного: сладострастный иногда проливает слезы, оплакивая грехи свои; иногда же, защищая свое сластолюбие, ратует против ближнего и вступает с ним в спор" [441].

{стр. 142}

"Долготерпеливый муж изобилует разумом: будет изобиловать разумом и тот, кто устремится всем сердцем к изучению Божественной премудрости" [442].

"Без памяти Божией разум не может быть истинным: без нее он - ложен" [443].

"Ненавидящий обличения погрязает в страстях произвольно. Любящий обличение, если и увлекается еще страстями, то, очевидно, увлекается по прежде полученному навыку" [444].