Приношение современному монашеству

"Некоторые удержали до конца жизни воспоминание о преждесодеянных согрешениях, уже получив прощение в них, приводя себя этим воспоминанием к смиренномудрию и заушая им суетное превозношение [765]. Иные, устремляя постоянно взоры ума к страданиям Христовым, признали себя должниками, никогда не могущими выплатить долга. Иные уничижают себя, усматривая в себе ежедневные упущения и недостатки. Иные ниспровергли превозношение по причине попущенных им искушений, болезней и падений. Иные усвоили себе мать духовных дарований молением о том, чтоб бремя духовных дарований не было возложено на них. Имеются и такие, - имеются ли они ныне, не знаю, - которые нисходят в смирение при посредстве самых Божественных дарований, признавая себя не достойными этого богатства и смотря на умножение его, как на умножение своего долга" [766].

"Если увидишь кого или услышишь о ком, что он в немногие годы достиг высшего бесстрастия, то знай, что он шествовал блаженным и кратким путем смирения, не каким иным" [767].

"Не нам, Господи, не нам, - говорит некто от искренности сердца, - но имени Твоему даждь славу [768]. Говоривший это знал, что падшее естество человеческое не может принимать похвал безвредно для себя. От Тебе похвала моя в Церкви велицей [769], в будущем веке: прежде этого времени я не могу переносить ее безбедственно" [770].

"Свойственно лимонному дереву, когда оно страждет бесплодием, высоко выгонять свои ветви кверху. Когда же ветви {стр. 186} будут наклонены вниз соразмерною тяжестию, тогда дерево из бесплодного делается плодоносным" [771].

"Устрашаются птицы лишь завидят ястреба, - и делатели смирения устрашаются, услышав даже один голос прекословия" [772].

"Кротость есть неколеблющееся устроение духа, пребывающее одинаковым и при похвалах и при поношениях" [773].

"Кротость состоит в том, чтоб при оскорблениях от ближнего не чувствовать оскорбления и чисто молиться о нем" [774].

"Кротость - утес, возвышающийся над морем ярости и разбивающий все волны, которые ударяют о него" [775].

"Кротость есть твердыня, в которой жительствует терпение, дверь к любви, правильнее же, матерь ее, начальная причина духовного рассуждения. Научит Господь кроткия путем Своим [776]. Она доставляет отпущение грехов и дерзновение в молитве. Она - вместилище Святого Духа. На кого воззрю, - говорит Господь, - токмо на кроткаго и молчаливаго" [777].

"В сердцах кротких почиет Господь; душа возмущенная - обитель диавола" [778].

"Кротции наследят землю [779]: они возобладают землею, сердцем; но предающиеся гневу уведутся в плен с земли их" [780].

"Кроткая душа - престол простоты; ум гневливый - делатель лукавства" [781].

"Душа правая - наперсница смирения; душа лукавая - служительница гордости" [782].

"Души кротких исполнятся познания истины; ум гневливый пребывает во тьме и неразумии" [783].