Приношение современному монашеству

"Если мир души служит признаком пришествия в нее Святого Духа, а гнев есть возмущение сердца, то ничто не заграждает так вход в наши души Святому Духу, как ярость" [846].

"Борьба с гневом требует особенного прилежания, потому что страсти гнева содействует естество, подобно тому, как оно содействует страсти плотского вожделения" [847].

"Подверженный страсти гнева часто возмущает все стадо, как волк: неистовством своим он приводит многие души в расстройство и недоумение" [848].

"Великий вред - возмущать око сердца яростию, как о том свидетельствует Псалмопевец: смятеся от ярости око мое [849], говорит он. Вред больший - выразить словами душевное волнение. Если же дело дойдет до рук, то это уже вполне чуждо монашескому ангельскому и божественному жительству, враждебно ему" [850].

"Намереваясь или предполагая изъять сучец ближнего, не употреби для этого, вместо врачебных орудий, бревна. Бревно - жесткие слова и грубое обращение, а врачебные орудия - кроткое наставление и выговор, соединенный с долготерпением" [851].

"Начало блаженного незлобия заключается в том, чтоб претерпевать бесчестия с горестию и болезнию души; средина - в том, чтоб пребывать в них без печали; совершенство, если только оно есть, - в том, чтоб поношения вменять в благохваления" [852].

"Преставший от гнева убил и памятозлобие: доколе жив отец, не прекращается чадородие" [853].

{стр. 193}

"Стяжавший любовь устранился от вражды; пребывающий во вражде сам собирает для себя труды и скорби суетные" [854].

"Трапеза любви разрушает ненависть, а дары чистые смягчают душу. Но трапеза невнимательная - мать дерзости и чрез окно любви вскакивает чревообъядение" [855].

"Злопамятствуй и злопамятствуй на бесов; враждуй, враждуй постоянно на твое тело. Плоть - неблагодарный и льстивый друг: будучи угождаема, тем более вредит" [856].

"Познаешь, что избавился от памятозлобия - этой внутренней гнилости - не тогда, когда помолишься об оскорбившем; не тогда, когда воздашь ему за зло дарами; ниже тогда, когда пригласишь его к твоей трапезе: познаешь тогда, когда, услышав о его телесном или душевном злоключении, пожалеешь и прослезишься о нем, как бы о себе" [857].

"Воспоминание страданий, понесенных Иисусом, исцелит от памятозлобия, посрамив его незлобием Иисуса" [858].

"Внутри гнилого дерева зарождаются черви, - и гнев прививается к кротким и молчаливым не в истинном разуме. Тот, кто извергает из себя гнев, получит отпущение: тот, кто питает в себе гнев, лишится милости" [859].