Приношение современному монашеству

{стр. 193}

"Стяжавший любовь устранился от вражды; пребывающий во вражде сам собирает для себя труды и скорби суетные" [854].

"Трапеза любви разрушает ненависть, а дары чистые смягчают душу. Но трапеза невнимательная - мать дерзости и чрез окно любви вскакивает чревообъядение" [855].

"Злопамятствуй и злопамятствуй на бесов; враждуй, враждуй постоянно на твое тело. Плоть - неблагодарный и льстивый друг: будучи угождаема, тем более вредит" [856].

"Познаешь, что избавился от памятозлобия - этой внутренней гнилости - не тогда, когда помолишься об оскорбившем; не тогда, когда воздашь ему за зло дарами; ниже тогда, когда пригласишь его к твоей трапезе: познаешь тогда, когда, услышав о его телесном или душевном злоключении, пожалеешь и прослезишься о нем, как бы о себе" [857].

"Воспоминание страданий, понесенных Иисусом, исцелит от памятозлобия, посрамив его незлобием Иисуса" [858].

"Внутри гнилого дерева зарождаются черви, - и гнев прививается к кротким и молчаливым не в истинном разуме. Тот, кто извергает из себя гнев, получит отпущение: тот, кто питает в себе гнев, лишится милости" [859].

"Чтоб получить прощение в грехах, некоторые возложили на себя труды и подвиги; но прежде их достиг этого муж непамятозлобный по обетованию Господа: отпустите немногое, и отпустится вам безмерно многое" [860].

"Знамение истинного покаяния заключается в отвержении памятозлобия, а кто не перестает памятозлобствовать и вместе мнит о себе, что приносит покаяние, тот подобен спящему и видящему себя во сне быстро бегущим" [861].

"Никто да не признает страсть памятозлобия маловажною: нередко вкрадывается она и в духовных мужей" [862].

"Уязвляемые обличениями будем воспоминать грехи наши, доколе Господь не призрит на насилие насилующих себя ради Его, не изгладит грехов наших, и болезнь, грызущую нас в сердце нашем, не претворит в радость. По множеству болезней моих в сердце моем, соразмерно им, утешения Твоя возвеселиша душу мою [863] в свое время: так говорил Псалмопевец. Не забудем и следующего, сказанного им Господу: елики явил ми еси скорби многи и злы; и обращься оживотворил

{стр. 194}

мя еси, и от бездн земли, по падении моем, снова возвел мя еси" [864].

"Блажен тот, кто, укоряемый и уничижаемый ежедневно, понудил себя к терпению ради Бога: он примет участие в вечном празднике мучеников и вступит дерзновенно в общение с Ангелами" [865].

"Блажен монах, признавший себя достойным всякого бесчестия и уничижения" [866].

"Блажен монах, окончательно умертвивший свою волю: он встанет одесную Распятого" [867].

"Отвергший справедливое или несправедливое обличение отвергся от своего спасения" [868].

"Видел я в той обители [869] послушников о Господе, которые в разуме по Богу сами себя поносили и подвергали всевозможным уничижениям с тою целию, чтоб этим приготовить себя к оскорблениям, приносимым извне, и уже встречать их благодушно" [870].

"Сын мой! если с самого поступления твоего в монастырь предашь себя терпению бесчестий, то не нужен будет тебе многолетний труд для приобретения блаженного покоя в душе твоей" [871].

"Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека, покушающегося напоить тебя чистительным врачевством, изгоняющим из сердца сладострастие. Если будешь руководствоваться этим правилом, то глубокая чистота воссияет в душе твоей и свет Божий не оскудеет в сердце твоем" [872].

"Небольшим огнем смягчается воск, - и часто случившееся ничтожное бесчестие внезапно смягчило, усладило сердце, истребило из него свирепость, нечувствие и ожесточение" [873].