Prologue in the Teachings

Отчего, братие, во время скорбей мы большею частью малодушествуем, предаемся унынию, опускаем руки? Оттого, что не понимаем, что и скорби служат к нашему спасению и к нашему блаженству, если переносятся с упованием на Бога, преданности Ему, со смирением. Посмотрите на пример святых Божиих. Поскольку они хорошо знали, что скорби необходимы и полезны для спасения души, то не только тогда, когда были в скорбях, не малодушествовали в них, но и когда не было последних, можно сказать, сами напрашивались на них, искали, просили себе их у Бога.

Один из иноков, бывши в Александрии, вошел в церковь помолиться. Тут он увидел одну, в смиреной одежде, почтенную женщину, при которой был раб, и эта женщина, падши пред иконою Спасителя, восклицала: "оставил мя еси, Господи, помилуй мя, Милостивый!" Слыша вопли ее, и видя ее всю в слезах, инок подумал: "видно, она вдова, и кто-нибудь обижает ее". Выждав, когда она кончила молитву, инок, подозвав к себе ее раба, сказал ему: "передай своей госпожи, что мне нужно переговорить с нею". Раб передал, она подошла к иноку. Инок спросил: "кто же это тебя так обижает, что ты так горько жалуешься Богу?" Женщина со слезами отвечала: "Я нахожусь в мире, и никто меня даже до сего времени ничем не обидел. И вот о том я и плачу, что за мое небрежение Бог оставил меня и три года никакою скорбью меня не посетил. В это время ни сама я ни болела, ни сын мой, даже из домашней птицы ни одна у меня не пропала, И вот, размышляя о сем, я и думаю, что Бог прогневался на меня, и умоляю Его, чтобы Он хоть чем-нибудь посетил меня". Удивился инок боголюбивой и крепкой душе женщины и ушел от нее, славя за нее Бога.

Так вот как смотрели на скорби святые Божии!Они видели в них даже милость Божию. Да оно и естественно. Скорби научают искать утешения в Боге. Когда мучительная скорбь томит душу, невольно сгибаются у скорбящего колена, и он в слезной молитве повергается пред Господом. Скорби укрепляют дух наш. В счастье душа слабеет; в несчастиях она приучается к терпению и нравственно крепнет. Из училища бедствий человек выходит как золото из горнила; душа его свободно раскрывается для восприятия всего доброго и прекрасного. Итак, да будет святая воля Господня! Даст Он нам счастье, благословим Его; посетит скорбями, паки благословим. Да будет имя Его благословенно отныне и да века. Аминь.

Мудрый миротворец

(Слово о черноризце, смирившем брата келлии ради)

Седьмая заповедь блаженства читается: блажени миротворцы, яко ти сынове Божии нарекутся (Мф. 5, 9).

Что это значит? "То, что желающие блаженства должны не только поступать со всеми дружелюбно и не подавать причины к несогласию, но и случившееся между другими несогласие всевозможно прекращать и стараться враждующих между собою примирять, насколько имеют возможность. Миротворцам в награду обещается благодатное имя сынов Божиих, и, без сомнения, достойный сего имени степень блаженства" (Катих.). Но и подвиг миротворца нелегок. В самом деле, как трудно, например, восстановить прерванное дружество, соединить врагов, угасить между ними взаимную злобу и ненависть! Тут со стороны миротворителя требуется горячая любовь к ближним, нередко самопожертвование, мудрость змеиная и опытность. А есть ли все это в вас? Если нет, то поучимся, как поступать в делах миротворения, у святых Божиих.

Некоторый инок-отшельник пришел на малое время в один из скитов, и здесь старец - скитянин, имевший свободную келию, пригласил в нее пришельца на житье. Странник-монах поселился в ней. К нему стали приходить многие; одни приносили ему все необходимое, а другие искали беседы с ним; пришлец всех с любовью принимал к себе. Все это возбудило зависть в старце, хозяине келлии, и он стал роптать. "Сколько лет я здесь живу, говорил он, - и никто ни разу не приходил ко мне, а этот только что поселился, и все спешат к нему". Затем сказал своему ученику: "пойди, скажи ему, чтобы выходил из келии: она мне самому нужна". Ученик пошел, но вместо повеленного сказал: отец мой прислал меня спросить о твоем здоровье". Монах принял это за правду и отвечал: "скажи отцу твоему, чтобы помолился обо мне: я не совсем здоров". Пришел послушник к своему старцу и тоже солгал: "монах велел сказать, что он нашел другую келию и уходит отсюда". Прошло несколько дней; пришлец не уходил. Старец-хозяин опять посылает юного ученика сказать, что если скоро не уйдет, то он сам придет и выгонит его жезлом. Ученик опять употребил хитрость. "Старец мой, сказал он пришельцу, услыхал, что ты сильно нездоров, и прислал меня навестить тебя". Пришлец отвечал: "скажи твоему отцу, что, по молитвам его, я чувствую себя теперь хорошо". Воротился ученик к своему учителю и опять употребил хитрость. "Монах, сказал он, объявил мне, что он через неделю непременно уйдет". Прошла неделя, гость все не уходил. Тогда старец-хозяин взял жезл и пошел выгонять его. Ученик на минуту остановил старца. "Отче, погоди немного, сказал он, - я сбегаю и посмотрю, нет ли кого у него, а то может выйти соблазн. А сам, между тем, прибежавши к пришельцу, говорит: "отец мой идет звать тебя к себе и угостить". Услышав это, старец-гость вышел на встречу своему хозяину, издали поклонился ему и воскликнул: "я не стою того, чтобы ты заходил за мною, я без зова приду к тебе". Тут только старец понял благоразумную хитрость своего ученика, умилился душою, бросил жезл и поспешил приветствовать своего гостя, на которого за несколько еще минут пред этим сильно гневался. По приветствии, он ввел гостя к себе и стал беседовать с ним, как с другом. Когда последний ушел, он спросил ученика: "говорил ли ты ему что-нибудь из того, что я велел тебе?" Ученик отвечал: "нет". Старец обрадовался, понял, что злоба его на пришельца была наущением дьявольским и, падши к ногам своего ученика, сказал: "отселе не я тебе отец, а ты мне, и не ты мой ученик, а я твой; ибо ты своим благоразумием спас и меня, и гостя".

Какой прекрасный пример для подражания, и как жаль, что в настоящее время почти не видим таких людей, как мудрый ученик старца! Что ныне видим? Всюду желание подставить друг другу ногу, поссорить одного с другим, пустое недоразумение между ближними раздуть в непримиримую вражду и ненависть. С каким злорадством, с каким злоухищрением, постоянно слышишь, передают одному, что сказал против него его недруг, - и пожар все растет и растет, и всюду от этого видны распри, нестроения, семейные дележи и тому подобное зло. Так ли должно поступать именующим себя последователями Христа Спасителя? Тому ли Он нас учил? Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам, говорил Он (Иоан. 14, 27). Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Иоан. 13, 35). А у нас везде ли мир и любовь? Увы, их у иных и днем с огнем не сыщешь. Опомнимся же, братие, и будем непрестанно помнить, что все мы - дети одного Отца Небесного и, следовательно, братья; что жизнь наша здесь есть училище любви; что любовь к ближним есть основание всего закона христианского, и что общество христиан должно быть царством ее. Да царствует же она между нами, и пусть знают все, что мы не на словах, а на деле, подлинно, ученики нашего Спасителя. Аминь.

Мудрый миротворец

(Слово о черноризце, смирившем брата келлии ради)

Седьмая заповедь блаженства читается: блажени миротворцы, яко ти сынове Божии нарекутся (Мф. 5, 9).

Что это значит? "То, что желающие блаженства должны не только поступать со всеми дружелюбно и не подавать причины к несогласию, но и случившееся между другими несогласие всевозможно прекращать и стараться враждующих между собою примирять, насколько имеют возможность. Миротворцам в награду обещается благодатное имя сынов Божиих, и, без сомнения, достойный сего имени степень блаженства" (Катих.). Но и подвиг миротворца нелегок. В самом деле, как трудно, например, восстановить прерванное дружество, соединить врагов, угасить между ними взаимную злобу и ненависть! Тут со стороны миротворителя требуется горячая любовь к ближним, нередко самопожертвование, мудрость змеиная и опытность. А есть ли все это в вас? Если нет, то поучимся, как поступать в делах миротворения, у святых Божиих.

Некоторый инок-отшельник пришел на малое время в один из скитов, и здесь старец - скитянин, имевший свободную келию, пригласил в нее пришельца на житье. Странник-монах поселился в ней. К нему стали приходить многие; одни приносили ему все необходимое, а другие искали беседы с ним; пришлец всех с любовью принимал к себе. Все это возбудило зависть в старце, хозяине келлии, и он стал роптать. "Сколько лет я здесь живу, говорил он, - и никто ни разу не приходил ко мне, а этот только что поселился, и все спешат к нему". Затем сказал своему ученику: "пойди, скажи ему, чтобы выходил из келии: она мне самому нужна". Ученик пошел, но вместо повеленного сказал: отец мой прислал меня спросить о твоем здоровье". Монах принял это за правду и отвечал: "скажи отцу твоему, чтобы помолился обо мне: я не совсем здоров". Пришел послушник к своему старцу и тоже солгал: "монах велел сказать, что он нашел другую келию и уходит отсюда". Прошло несколько дней; пришлец не уходил. Старец-хозяин опять посылает юного ученика сказать, что если скоро не уйдет, то он сам придет и выгонит его жезлом. Ученик опять употребил хитрость. "Старец мой, сказал он пришельцу, услыхал, что ты сильно нездоров, и прислал меня навестить тебя". Пришлец отвечал: "скажи твоему отцу, что, по молитвам его, я чувствую себя теперь хорошо". Воротился ученик к своему учителю и опять употребил хитрость. "Монах, сказал он, объявил мне, что он через неделю непременно уйдет". Прошла неделя, гость все не уходил. Тогда старец-хозяин взял жезл и пошел выгонять его. Ученик на минуту остановил старца. "Отче, погоди немного, сказал он, - я сбегаю и посмотрю, нет ли кого у него, а то может выйти соблазн. А сам, между тем, прибежавши к пришельцу, говорит: "отец мой идет звать тебя к себе и угостить". Услышав это, старец-гость вышел на встречу своему хозяину, издали поклонился ему и воскликнул: "я не стою того, чтобы ты заходил за мною, я без зова приду к тебе". Тут только старец понял благоразумную хитрость своего ученика, умилился душою, бросил жезл и поспешил приветствовать своего гостя, на которого за несколько еще минут пред этим сильно гневался. По приветствии, он ввел гостя к себе и стал беседовать с ним, как с другом. Когда последний ушел, он спросил ученика: "говорил ли ты ему что-нибудь из того, что я велел тебе?" Ученик отвечал: "нет". Старец обрадовался, понял, что злоба его на пришельца была наущением дьявольским и, падши к ногам своего ученика, сказал: "отселе не я тебе отец, а ты мне, и не ты мой ученик, а я твой; ибо ты своим благоразумием спас и меня, и гостя".