Prologue in the Teachings

Но что же делать, скажете? Как поступить иначе? - Ненавидящий добро дьявол вложил некогда в сердце великого князя Иоанна Васильевича ненависть против брата его Андрея Васильевича Угличского и чад его Иоанна и Димитрия. Он велел окованных их отправить в Переславль, потом отведены они были на Бело - озеро, а затем в Вологду и там в цепях пробыли в темнице многие годы. Один из этих гонимых, благоверный князь Иоанн, вооружившись мужеством, не только сам без ропота сносил незаслуженное тяжкое наказание, но имел настолько силы, что увещал еще и брата своего Димитрия и говорил ему: "не скорби, брат, от темницы и от уз сих; это Сам Бог, желая подать полезное душам нашим, вложил в сердце дяде нашему так поступить с нами; воля Божия была устроить это для того, чтобы мы к свету сему суетному не прилепились. Помолимся же Господу, чтобы Он милость Свою нам послал и дал нам силы с радостью претерпеть нашу скорбь во имя Его и избавил нас ею от вечные муки". Чем же все кончилось? Тем, что этот дивный Иоанн, проведший в узах тридцать два года, своим благоразумием и терпением стяжал себе умиление и слезы, а затем, пред смертью, принявши монашеский образ, в темнице уже радовался и веселился, а когда скончался, Господь прославил его. От тела его, как сказано в житии, во весь град изыде благоухание, а мощи и доныне с верою приходящим подают исцеление.

Итак, вот как нужно поступать, когда терпим напрасные обиды и скорби. Нужно представлять себе, что ничто не может быть без попущения Божия; нужно смириться, все простить своему врагу, предоставить все Богу, покрыть все терпением и любовью. Когда сего достиг благоверный Иоанн, тогда и умиление стяжал и в темнице, в узах радовался и веселился. И каждый великую пользу стяжет, если поступит подобно ему. Ибо, что приобретает побеждающий любовью обиды и вражду? Он приобретает величие духа, твердость воли, истинное благородство сердца, господство над своими склонностями и желаниями, постоянство и легкость в преодолении искушений, высшую степень любви к ближним (Римл. 5, 3-5; Матф. 5, 44-48). У такого человека всякая обида проходит со слезами, как солнечный зной с появлением дождя; и такой человек становится способным и в пещи огненной славить Бога, и в темницах и ранах радоваться и веселиться. Он, наконец, приобретает и те две наиславнейшие победы, которые, поистине, могут назваться победами из побед: одну над самим собою, а другую над врагом своим. Аминь.

Для ограждения себя от грехов, хорошо помышлять о том, что дьявол имеет с нами постоянную брань и что побеждающие его не остаются без награды

(Слово от Патерика. Прол. Мая 20)

Знайте, братие, что для ограждения себя от грехов, хорошо нам чаще помышлять о том, что враг нашего спасения постоянно воюет с нами, и что побеждающие его получают от Бога за свою победу над врагом в будущей жизни венцы. Это видно из следующего.

Некто монах Моисей весьма мучим был от бесов, соблазнявших его на плотской грех. Не в силах будучи отогнать от себя скверные помыслы и не желая более оставаться в своей келии, он пошел к преподобному Исидору и возвестил ему о своей внутренней брани. Старец стал умолять его, чтобы он возвратился в свою келью, но Моисей оставался непреклонным. Тогда старец возвел его на гору и сказал: "смотри на запад". Моисей взглянул и увидел множество бесов, устремлявшихся на брань против него. Через несколько времени Исидор сказал: "теперь внимательнее смотри на восток "Моисей стал смотреть на восток и узрел бесчисленное множество людей, сиявших небесною славою. И сказал авва Исидор Моисею: "Эти, которых ты видишь на востоке, суть посылаемые нам на помощь в борьбе со грехом, святые; а те, которых ты видел на западе, суть, борющиеся с нами, враги нашего спасения". И видите, и слова аввы Исидора так воодушевили и ободрили Моисея, что он прославил Бога и, совершенно обновленным нравственно, возвратился в свою келию.

Чем же хорошо размышлять, хотя о том одном, что сейчас сказано? Во-первых, тем, что теперь, зная из видения Моисея, что дьявол, яко лев рыкая, ходит, иская, чтобы поглотить нас, мы должны быть постоянно внимательны к себе, к своим мыслям, намерениям и делам; бодрствовать над собою и облекаться во все те оружия, которые указаны нам в слове Божием против врагов нашего, спасения. Во-вторых, узнав из видения Моисея о том, что праведники увенчаны за победу над врагом небесною славою и посылаются Богом нам на помощь в нашей скорби, мы можем утешаться тем, что мы не беспомощны, а есть у нас на небе невидимые друзья и крепкие молитвенники за нас пред Богом.

Итак, мы надеемся, что предлагаемые нами размышления о борьбе со врагом нашего спасения и о блаженстве праведных будут, если вы только станете держаться их, и полезны и спасительны для вас. Аминь.

Необходимо следить за поведением детей в раннем возрасте

(Слово святого Иоанна Златоустаго о воспитании и наказании детей)

Некоторые из неразумных родителей совершенно пренебрегают воспитанием детей в раннем их возрасте. Сделал ребенок дурное дело, неразумный родитель говорит: "э, ничего, еще ребенок, не смыслит, вырастет - не станет этого делать". И растет этот ребенок, как дикая яблоня в лесу, такая дичь, такая глушь! А отведаешь плода с этой яблони и не возрадуешься, - так он кисел и горек. И вот, никем не останавливаемый, не наказываемый и не вразумляемый, вырастает впоследствии этот ребенок рабом своих беспорядочных наклонностей; раннее его худое поведение переходит у него в навык, и становится он негодным членом общества, горем для своих родителей, бременем и соблазном для многих.

"Ничего нет хуже, - говорит св. Златоуст, - когда детские проступки не исправляются и чрез это в детях обращаются в навык. Эти проступки, будучи запущены, обыкновенно, настолько портят ребенка, что впоследствии уже не бывает возможности никакими увещаниями его исправить, и подобных детей дьявол водить, как пленников, куда ему бывает угодно. Он становится полновластным их повелителем, дает им пагубные наставления, и несчастные дети, нисколько не помышляя, что эти наставления ведут их к конечной погибели, исполняют их с полною охотою".

Что из сего мы заключить должны? То, что в раннем детском возрасте не только ни одного порока, но даже и проступка детей родители не должны почитать незначительным, ибо, и как показывает опыт, и как мы видели из слова св. Златоуста, и малое, если не будет замечено и остановлено вовремя, делается, наконец, великим. И действительно: не часто ли бывает, что самые тяжкие преступления, седланные в зрелых летах, произошли, как из семени, из маловажных, по-видимому, шалостей допущенных в молодости? Ребенок сорвал без спроса яблоко; что тут особенного? А между тем он впоследствии сделался вором. Ребенок привык тиранить домашних животных; ну, что за беда, что он бьет собаку или кошку? А смотришь, в зрелом возрасте он стал жестоким и бесчеловечным тираном своей семьи. Дочь гуляет с другими заполночь. "Ну что ж, дело молодое, говорят, пусть себе гуляет." И однако, часто после этих гуляний отец и мать, из за позора дочери, рвут на себе волосы, да, поздно.

Итак, родители, не забывайте, что если ребенок ваш сделал худое однажды, то может сделать и в другой раз; а с повторением худого более и более у него будут ослабевать силы к сопротивлению злу, и, наконец, грех обратится в навык, если вовремя не примете меры к пресечении зла. "Безумие, говорит Соломон, - висит на сердце юного: жезл же и наказание далече отгонит от него" (Притч. 22, 16). Поэтому и заботьтесь утвердить в сердце своем любовь к детям не слепую, а разумную; а для приобретения сей последней чаще приводите на память наставления Премудрого: "любяй сына своего участит ему раны, да возвеселится в последняя своя. Наказуяй сына своего, насладится о нем, и посреди знаемых о нем похвалится" (Сирах. 30, 1-2). "Ласкай чадо и устрашит тя, играй с ним и опечалит тя. Не смейся с ним, да не поболиши о нем, и напоследок стиснеши зубы твоя. Не даждь ему власти в юности и не презри неведения его" (9, 11). Аминь.