Prologue in the Teachings

Итак, слышите ли, скрывающие на исповеди грехи свои, что говорит вселенский учитель? Он говорит, что скрываемые на исповеди грехи и душу, и тело умерщвляют, что сокрытие на исповеди грехов доставляет радость сатане и что, наконец, скрывать на исповеди грехи учит он же - сатана. Что же? Неужели и после этого вы будете, братие, лгать на исповеди пред Господом? Подумайте, чью же вы волю тогда будете исполнять? Кому радость доставлять? Куда, наконец, души свои готовить? Волю будете исполнять злейшего вашего врага-сатаны, радость будете доставлять ему же, а души свои готовить в бездну адскую. Не постыдно - ли это? Не ужасно - ли? Не гибельно - ли для душ ваших? О, поистине так, братие мои! Поэтому, в виду сего, и убойтесь сокрытия грехов ваших, как губительной язвы, открывайте на исповеди душевные язвы ваши без всякой утайки, так, как сознаете их в своей совести" представляйте себя на исповеди стоящими пред лицом Самого Господа Иисуса Христа, невидимо приемлющего исповедание ваше, и наконец, и вообще не осрамитесь, ниже убойтесь и да не скрывайте ничего от отца вашего духовного. И тогда, аще так исповедаете грехи ваши, верен есть и праведен Господь, Который оставит вам грехи ваши и очистит вас от всякой неправды. Аминь.

ОКТЯБРЬ

Не следует иметь в домах соблазнительных книг и картин

(Из слова от Лимониса, чесо ради не вниде Святая Богородица в храм Кириака попа)

В домах ваших подчас приходится встречать очень неприятные вещи. На стенах, рядом с св. иконами, видишь иногда картины самого соблазнительного вида, а у грамотных на полках между священными книгами часто лежат песенники или книги безнравственные. Как это грешно и душепагубно, можете видеть из следующего повествования.

Пресвитер Кириак, служивший в находившейся близ Иордана Лавры Каламонской, повествует: "Видел я во сне жену, благоговейную образом, одетую в багряницу и с ней двух мужей. Все они стояли около моей келлии. В жене я узнал Пресвятую Богородицу, а в сопутствовавших Ей Иоанна Крестителя и Евангелиста Иоанна. Радуясь такому посещению, я бросился к стопам Ходатаицы мира и стал просить Её, чтобы Она вошла в мою келлию и в ней сотворила молитву о мне к Богу. Но Она не соглашалась. Когда же я со слезами не переставал умолять Её, Она сказала мне: в келлии ты держишь Моего врага; как же хочешь, чтобы Я вошла к тебе? - С этими словами Она удалилась, и видите кончилось. Пробудившись от сна, я начал скорбеть и размышлять: кто же бы это мог быть врагом Пресвятыя Богородицы в моей келлии? Сам себя я ни в чем не находил виноватым против Нее, а другого никого не было. Долго предаваясь скорби, я, наконец, вздумал развлечь себя чтением бывших у меня книг, и в конце одной из них нашел поучение еретика Нестория, который осужден на третьем вселенском соборе за то, что называл Пресвятую Деву не Богородицею, а Христородицею, утверждая, будто от Нее родился простой человек а не вместе и Бог во плоти. Тут только я понял, кто был в келлии моей враг Пресвятыя Богородицы, и, взяв книги, тотчас снес их брату, которому они принадлежали, рассказал ему свое видение и, исполнясь ревности, при нем же вырезал и сжег листы, заключавшие лжеучение Нестория, сказав: пусть же не будет с сих пор в келлии моей враг Пресвятыя Богородицы!"

Выбрасывайте же, братие, сор из домов ваших! Читать книги священный и вместе с ними безнравственный, взирать с благоговением на св. иконы и любоваться на картины соблазнительные то же значит, что одной рукой строить дом, а другой разрушать его, созидать свое спасение и вместе разорять. И смотрите, сколько зла от того! Вот ты становишься на молитву, и вдруг глаза твои нечаянно упадают на подобную картину. Какие мысли могут зародиться в голове твоей? В состоянии ли ты будешь вознести чистыми ум и сердце на небо, сосредоточиться в себя, углубиться в себя, отрешиться от всего мирского? Или: малолетний сын твой или дочь, по глупости, вместо иконы, станут молиться на худую в нравственном отношении картину: на ком ляжет грех их? А притом, что хуже всего, какая страшная зараза от этих картин или безнравственных книг может поразить их юное невинное сердце и испортить его навсегда! Кто же будет отвечать за соблазн их? Судите сами. Горе, говорит Господь, человеку, чрез которого соблазн приходит (Мф. 18, 7). Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повысили ему мельничный жернов на шею, и потопили его во глубины морской (Мф. 18, 6). Аминь.

За борьбу с дьяволом христианина ждут венцы

(Слово о святом Андрее, како ему сотворися Христа ради юродство, Пролог Окт. 2)

О том, в каком положении мы должны находиться по отношению к врагам вашего спасения - злым духам, слово Божие учить нас так: облецытеся, говорит оно, во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем дьявольским: яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к тродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесными (Еф. 6, 11-12). И в другом месте: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш дьявол, яко лев рыкая, ходит, ищя кого поглотити (1 Петр. 5, 8). Из этих мест видно, что слово Божие заповедует нам находиться по отношению к врагам нашего спасения в положении неприязненном; заповедует, чтобы мы бдительно охраняли себя от козней дьявольских, боролись с злыми духами и старались победить их. Боролись, старались победить их... Но будет ли нам от этого какая польза? Можем ли ждать за эту трудную борьбу какой-либо награды? Могут ли ожидать победителя в этой борьбе венцы? Да, братие, не сомневаетесь, подлинно и польза от борьбы с злыми духами для нас будет, и награда за борьбу с ними есть, и несомненно, что и победителя в этой борьбе венцы ждут. Все это видно из следующего.

Св. Андрей, Христа ради юродивый, будучи юношей, однажды ночью стал на молитву. Дьяволу не понравилось это, и он, чтобы отвлечь юношу от молитвы, стал неистово стучать в дверь комнаты, в которой Андрей молился. Андрей ужаснулся от этого стука, оставил молитву и, покрывшись козлиною шкурою, лег на одр. Сатана, видя это, сказал другому бесу: "вот до чего мы дожили! Доселе одну скверну делал этот, а теперь вот и он вооружается против нас". И, сказавши это, исчез. Между тем Андрей, лежа на одре, заснул и во время сна имел такое видение: видел он себя на некотором месте, где по одну сторону стояли бесы, а по другую Ангелы, и казалось, что и те, и другие готовились к взаимной борьбе. И бесы вывели из среды себя великого и страшного исполина и, указывая на него, предлагали кому-нибудь из Ангелов сразиться, с ним. Ангелы молчали, а бесы хвалились собою. В это время сошел с неба прекрасный юноша, держа в руках три венца. Один венец был украшен золотом и драгоценными камнями, другой жемчугом, а третий сплетен был из неувядаемых цветов. Все три венца были настолько прекрасны, что красоты их и описать невозможно. Взирая на венцы, Андрей стал думать, как бы ему восхитить хотя один из них и, подошедши к юноше, сказал: "не продашь ли ты мне эти венцы? Хотя сам я и не могу купить их, но я могу сказать о них моему господину, и он даст тебе за них золота, сколько хочешь." Юноша улыбнулся на, эти слова Андрея и отвечал ему; "поверь возлюбленный, что если бы ты предложил мне за эти венцы золото всего мира, и тогда я бы не дал тебе даже и одного цветка с них, потому что они не от этого суетного света, а от сокровищ небесных и суть венцы Самого Христа, и венчаются ими только те, которые этих черных, т.е. бесов, побеждают. И если хочешь приобрести их, то ступай, борись с тем исполином - дьяволом и, когда его одолеешь, тогда я тебе не один, а и все три отдам." После сего Андрей узрел себя борющимся с дьяволом и победившем его. И видел Андрей, что за свою победу он был принят в общение Ангелами, а от юноши получил венцы те и совет принять на себя подвиг юродства, которым он легче может побуждать демонов. После, этого видения Андрей подлинно объявил непримиримую брань Дьяволу, подвигами юродства победил все, козни его и уже самым делом сподобился венцов тех.

Из этого повествования видно, что за победу над дьяволом человек получает венцы, если же получает венцы, то уже само собою становится понятным, что от борьбы с врагом нашего спасения и польза есть, а за борьбу и награда нас ожидает. В виду же этого будем, внимая слову Божию, трезвиться и повседневно облекаться во все оружия Божья, чтобы твердо устоять против всех козней дьявольских. Будем постоянно бодрствовать против нашего врага, чтобы он внезапно не напал на нас и не поразил стрелами греховных искушений. И когда же доблественно преодолеем эти искушения и тем самым прогоним от себя и поразим и самого врага, тогда несомненно и мы удостоимся светлых венцов от вождя Христа, как и говорит слово Божие: Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен был примет венец жизни, его же обеща Бог любящим Его (Иак. 1, 12). Аминь.

Польза от размышления о смерти

(Из слова Иоанна Лествичника о блаженном Исихии Хоривите безмолвнице)