Prologue in the Teachings

Правда ли, что обманывать людей, не одной с нами веры, не грех?

(Слово о христианине, вземшем злато у жидовина, и кляшеся ему, яко не взем)

Нам нередко приходилось слышать от некоторых из раскольников возгласы: "мы считаем вас еретиками, и нам обмануть вас или обокрасть в грех не поставится". И подлинно, смотря на их отношения к православным, воочию убеждаешься, что из раскольников одни считают нас вовсе ни за что, а другие питают непримиримую ненависть. Отсюда и происходит то, что если православному придется жить в среде раскольников, ему там жития не дадут, но так или иначе, а непременно поставят его в самое жалкое положение, если только он не перейдет в их веру. Но если так поступают раскольники в отношении к православным, то понятно, что, глядя на них, и православные могут платить им тем же. Но должно ли поступать так? Спаси, Господи! Какой бы веры ни был человек, люби его и не обижай; иначе Господь твою обиду выведет наружу, и будет на тебе грех.

В городе Александрии жили неподалеку друг от друга христианин и жидовин - купец, и находились между собою в большой дружбе. Однажды жидовин, отправляясь в дальний путь на торговлю, оставил христианину ковчег с золотом на хранение. Прошло довольно времени, жидовин возвратился домой и, прежде всего, в благодарность за хранение золота, послал христианину дары. Христианин дары принял, а между тем в сердце своем сказал: "дары-то твои я возьму, а золота твоего все-таки не отдам". И затем посоветовался с женою своей, и оба положили принять присягу в том, что они не брали у жидовина золота, ибо - де, если бы они христианина обокрали, тогда бы другое дело, а из-за жида в ответе пред Богом не будут. И вот, когда утром жидовин пришел к христианину и потребовал свое золото, - христианин с клятвою сказал, что золота у него не брал. Долго они спорили между собою, наконец, жидовин сказал: "Слышу, друг, о св. мученике Мине, что он великие дела творит и наказывает неправедно клянущихся; пойдем же в церковь, его и там поклянись мне, что не брал у меня золота". Пошли. Дорогою жидовин опять стал уговаривать христианина и говорил ему: "ну, уж делать нечего, возьми себе, сколько хочешь, из моего золота, а остальное отдай мне, только не клянись". Христианин сказал: "ты, как жид, недостоин войти в церковь". Жидовин отвечал: "если недостоин, я стану вне церкви, ты же, войдя внутрь, клянись мне". И затем преклонил колена жидовин и воскликнул: "Боже, сподобивший меня подойти к церкви св. мученика Мины, Ты Сам будь свидетелем между мною и христианином в час сей". И затем еще громким голосом воззвал: "святый Мина, рассуди между мною и христианином!" Христианин же произнес обещанную клятву в церкви, и после сего оба отправились в обратный путь. На пути конь, на котором ехал христианин, чего-то испугался, сбросил с себя седока, и в это время у последнего выпал из кармана ключ от ковчега, в котором хранилось золото жидовиново. Поднявшись с земли, христианин долго искал ключа, но, не нашедши, сел опять на коня и поехал, думая: "вот в том, что я упал с коня, и все мне наказание за ложную клятву". Когда же он и жидовин, продолжая путь, приехали в одно местечко, то остановились на торжище, купили пищи и стали есть. Тут жидовин сказал: "К чему это я верю св. Мине, когда, много слышав о чудесах его, сам ни одного от него не видал? Лучше бы мне не вводить христианина в клятву, и он бы мне, может быть, хотя бы понемногу, золото мое возвратил; впрочем, возложу надежду мою на Бога". Когда они сидели, вдруг является раб христианина, держа в руках ковчег с золотом жидовина. Христианин ужаснулся и сказал рабу: "откуда ты явился и зачем ковчег сюда принес?" Раб отвечал: "я послан к тебе от жены твоей исполнить то, что ты ей приказал". "Да что же я приказал?" - раб сказал: "сегодня явился к жене твоей, сидящий на коне, неизвестный славный воин и, держа в руках ключ, показал ей его и сказал: "знаешь ли ты ключ сей"? Она сказала: "знаю". Воин сказал: "возьми его, ибо муж твой, умоляя меня, послал к тебе сказать, чтобы ты скорее послала к нему ковчег жидовина с золотом, потому что он тяжко мучится в церкви Святого". И вот, заключил раб, я исполнил, что велел ты. А если не веришь, то вот тебе и ключ, который дал воин госпоже моей". Тогда жидовин, взявши свое золото, с радостью воскликнул: "велик Бог и святой мученик Его Мина! Дивна вера христианская, и всякий, надеющийся на Тебя, Господи, и на помощь Твою и силу святых Твоих, не постыдится. Отселе и я буду христианином". Затем он отдал третью часть золота в церковь св. Мины и крестился со всем домом своим. Христианин же в церковь св. Мины отдал половину имения своего, и при этой церкви остался, и до конца жизни оплакивал грехи свои. Скончался же в покаянии, получивши прощение грехов св. мучеником Миною.

Итак, братие, не подражайте бессердечным людям, ненавидящим и обижающим людей не одной с ними веры. Напротив, являйте к ним вящшую любовь и сострадание, чтобы обратить их к покаянию и привести ко Христу. Он и Сам как поступал? Гнал ли от Себя язычников, мытарей, блудниц? Напротив, их то больше учил, жалел, прощал. Так поступайте и вы. Иначе бойтесь, чтобы и вас не постигла участь фарисеев, которых Господь строго обличал и многих из которых отверг именно за то, что они, считая себя прямыми потомками Авраама, думали, что они одни спасутся; и потому язычников и других, в глазах их грешников, презирали и ненавидели. Старайтесь устроить себя так, чтобы любовь ваша была, всеобъемлюща и простиралась и на людей, не сущих от двора сего. Аминь.

ИЮЛЬ

Своими грехами мы отдаем себя во власть дьявола и оскорбляем Ангела-Хранителя

(Повесть святого Нила)

В Прологе на 1 день июля, в повести св. Нила, между прочим, говорится следующее: "Душа человека посреди есть Ангела и беса. И Ангел убо влагает, и показует, и учит, яже к добродетелям; бес же влагает, яже суть грехи. Душа власть имать еже последовати ему же любо хочет, или Ангелу, или бесу. Сего ради внемли, да не оскорбишь Ангела".

Что душа человека посреди, Ангела и беса есть, как видно из приведенных слов, можно пояснить следующим: "Св. Андрей, Христа ради юродивый, бывши однажды в Царьграде на торжище, встретил инока, вокруг шеи которого обвился страшный змий. Инок этот был человек многими добродетелями украшенный, но, к, несчастью, скуп и сребролюбив. Отошедши от него несколько шагов, Андрей был удивлен, заметив, что над головою инока на воздухе были начертаны слова: "змий сребролюбия - корень всякому беззаконию". Но еще более удивился, когда, оглянувшись назад, увидал Ангела и беса, спорящих за душу инока. Дьявол доказывал, что монах, как сребролюбец и потому идолослужитель, принадлежит ему, а Ангел, указывая на многие добродетели старца, утверждал, что он достоин милости Божией. Продолжительный спор их был решен свыше; голос с неба сказал Ангелу: "ты не имеешь части в нем, ибо только милостивые получают от Меня прощение и наследуют обители небесные". После сего Ангел тотчас оставил инока (Прол. Дек. 4). Итак ясно, что душа человека, действительно, посреди Ангела и беса бывает.

Равным образом и на то, что мы своими грехами оскорбляем Ангела-Хранителя, также примеры есть. Вот один из них. Раз преподобный Нифонт увидал юношу, который стоял в дверях одного непотребного дома и плакал. Нифонт спросил юношу: "кто ты?" Юноша отвечал: "я - Ангел, посланный от Бога на сохранение находящаяся здесь человека, который пребывает уже несколько дней в сем непотребном доме; стою здесь потому, что не могу приблизиться к грешнику; плачу оттого, что теряю надежду привести его на путь покаяния".

Итак, несомненно, что когда мы идем путем добродетелей, то и Ангел - Хранитель, как Ангел света, встречает и сопровождает нас; когда же уклоняемся на сторону тьмы, то и Ангел - Хранитель удаляется от нас, и уже вместо него присутствует дьявол. Несомненно также, что когда, как видим из повести св. Андрея, дьявол делает нас рабами своими, тогда и Ангел Хранитель не всегда бывает в силах освободить нас от него. Будем же жить так, чтобы не только внешними поступками, но даже тайными помыслами и пожеланиями не оскорбить наших невидимых заступников и покровителей - Ангелов-Хранителей, а постоянным хождением по пути добродетели доставлять не печаль, а радость им. Аминь.

О милостыне

(Слово о милостыне и о смирении. Прол. Июля 2)