Prologue in the Teachings

Итак, по словам Господа, чтобы войти в Царствие Божие, нужно принять его, как дитя. Что это значит? Чтобы решить этот вопрос, нужно обратить внимание на свойства детей.

Дитя, - говорит в Прологе монах Исаия, - когда наказывают его, плачет; но и опять с радующимися радуется. Кто его обидит, не гневается; когда его хвалят, не гордится; если отдадут предпочтение другому, не завидует. Если что у него возьмут, не взыскивает. Если родители не оставляют ему наследства, по судам не ходит, ссоры ни с кем не заводит, ни на кого не гневается. Если осуждают его, не скорбит. Если богатеет, не превозносится. Красотою женскою не прельщается, попечения о земном не имеет. Никого не раздражает, никому не льстит, ни над кем не насмехается. Вражды ни на кого не имеет, никого не осуждает. Не думает о собрании богатства, не любит чем-либо владеть. Если лишат его всего, не тужит; воли своей не имеет. Не боится ни рабов, ни врагов, и во время гонения не смущается.

Вот каковы свойства дитяти, и теперь понятно, что значит принять Царствие Божие, как дитя. Это значит принять оное с таким же чистым, невинным и непорочным расположением духа, какое сохраняют всегда дети. Дитя, как мы видели, не имеет ни зависти, ни тщеславия, ни желания первенства, но отличается простосердечием, беззлобием, смирением. Эти-то свойства дитяти необходимо должны усвоить и все мы, для достижения Царства Небесного; должны усвоить потому, что там царствует одна чистота и правда, и ничто скверное не войдет туда.

Посему и будем подражать детям: будем поступать, как они, с тем только различием, что они бессознательно сохраняют в себе указанные достолюбезные качества, а мы должны стяжать сознательное убеждение в необходимости их для нас и этим убеждением поддерживать их в себе. дети по природе добры и чистосердечны, а мы должны быть таковыми по заповеди Христовой и по убеждению в святости долга повиноваться ей, по сознательному убеждению в том, что иначе не будем истинными христианами. Аминь.

Любовь ко врагам

(Слово св. Иоанна Златоустого, яко не подобает зла за зло воздавати, ни враждовати)

Всякая добродетель имеет свои степени. Можно и много того или другого добра делать, можно и мало. Возьмем для примера любовь ко врагам. У меня есть враги, но я прощаю им зло, которое они мне сделали, и сам не желаю им делать зла; это низшая степень любви ко врагам. Далее: мой враг в несчастии, и я помогаю ему: это вторая степень. Но бывает, что мой враг совершенно попал в мои руки, и я могу сделать с ним, что хочу, могу уничтожить его, выместить на нем все зло, которое он мне сделал, а между тем и тут поступаю по заповеди о любви к врагам, а врага, который положительно в моей власти, щажу и даже при таких условиях благодетельствую ему: это уже будет высшая степень добродетели и, так сказать, венец любви к врагам. Об этой последней степени этой добродетели мы сегодня и побеседуем.

Пример высшей степени любви к врагам, не говоря о примере Христа Спасителя, мы находим в Давиде. Известно, что после того, как он победил Голиафа, Саул из зависти стал злейшим его врагом и сперва тайно, а потом и открыто стал искать его смерти. То, как будто в припадке безумия, бросал в него копьем, то давал ему самые опасные поручения на войне, то однажды предложил сыну своему Ионафану и некоторым царедворцам убить его; а то, наконец, и сам лично покусился на это, предприняв против Давида поиски с вооруженною силою. Чем же Давид платил ему? Раз ему представился случай убить Саула. Однажды Саул вошел в пещеру, где был Давид со слугами. Давид отрезал у него край одежды и, когда Саул вышел из пещеры, закричал ему: "Господин мой, царь! зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят, что Давид умышляет зло на тебя? Посмотри, отец мой, вот у меня край твоей одежды; я отрёзал его, а тебя не убил. Значит, у меня нет коварства против тебя". Саул сознался, что он напрасно подозревал его, - но ненадолго. Прошло немного времени, и Саул снова с войском пошел отыскивать Давида. Саул расположился станом в горах. Настала ночь. Давид прокрался в шатер Саула, взял копье, стоявшее у его изголовья, и сосуд с водою, взошел на противоположную гору и закричал: "Воины Саула! вы достойны смерти за то, что не бережете господина своего, помазанника Божия. Посмотрите, где копье царское и сосуд с водою, что были у изголовья его"? Саул проснулся, узнал голос Давида, увидел в его руках копье свое и опять раскаялся в том, что несправедливо преследовал Давида.

Вот это подлинно высшая степень любви к врагам и, как составляющая подвиг высокий, привлекает, конечно, на человека и особенную милость Божью. Для подтверждения этой истины, возьмем хоть бы того же Давида. За его незлобие Господь даровал ему царство, помог победить все соседние народы, восторжествовать над домашними врагами, обещал утвердить престол его до века. И как было с Давидом, так будет и со всяким, кто утвердит в себе эту высокую, с самораспятием соединенную любовь. Св. Златоуст говорит: "егда узриши врага твоего в руках твоих, не мучи его, но паче помилуй. Тогда бо ти подобает пощадити брата твоего, егда ему господин будеши; помиловав бо, и сам от Бога обрящеши милость. Аще ли и ты когда впадеши в некую лютую напасть, с великим дерзновением сам испросиши от Бога отдания, паче же и милость от Него получиши" (Прол. Июля 4).

Созидайте же, братие, спасение свое и чрез врагов, если таковые есть у вас, и не забывайте, что и враги могут служить для вас одним из средств к достижении Царствия Божия, если только злобу к ним замените любовью, и зло, которое они вам сделали, покроете добром. "Люби врага твоего, говорит святитель Димитрий Ростовский, - чудотворец будеши, свою же и того душу спасеши. Аще же не имеши ми веры, искуси сам себе, начни отныне, любити; Сын же Божий будет ти в том поручник (Лук. 21, 33): небо и земля мимо идут, словеса же Его не мимо идут. Конечне сын Вышняго будеши, коего сыновства мне и всем желая, глаголю: аминь" (Соч. св. Дим., изд. 1857 г., ч. 2, л. 527-528).

Ищущим чудес

(Слово св. Иоанна Златоустаго о жидех, како в пустыни прогневаша Бога, да никтоже, сия слышав, преступить заповеди Божия)

Люди, ленивые к делу своего спасения, желая оправдать свое духовное нерадение, часто говорят: "я оттого мало тружусь для своего спасения, что не вижу чудес. Вот, как бы видел чудеса вокруг себя и над собою, тогда бы и жил по-другому и великим постником и молитвенником был". Так ли?

Св. Златоуст об Иудеях, странствовавших по пустыне, говорит: "не вся ли видимая тварь служила им? На торг не ходили, ничего не покупали, а наслаждались всем. Не пахали, не сияли, не требовали дождя, не веяли, не молотили, не нуждались в печалях, ни одежд не ткали себе, но все им, по слову Божию, было, и имели готовую и обильную пищу без труда. Господь их манною питал; одежда и обувь у них не ветшала; болезней они не знали, о врачах и лекарствах не помышляли. Извел их Бог из Египта с серебром и золотом. Днем зной солнечный не вредил им, потому что столб облачный покрывал их, а ночью в свечах не имели нужды, потому что столб огненный источал им свет и, как искусный вождь, указывал по пустыне путь. По морю они ходили, как посуху, и вода расступалась пред ними, и гробом была для врагов их. И камень реки источал, и птицы, служившие в пищу, как облаком покрывали стан их. А что сказать о других чудесах? Без пролития крови, как будто играя, врагов своих побуждали, и трубным звуком, и пением хананейских царей истребили. И все это сделано было для того, чтобы они лучше учение Моисея исполняли. И все преславные Божии чудеса вместо книги даны им были, чтобы они помнили о благодеяниях Божиих. Между тем и при такой благодати, и при таких чудесах, и при такой к ним милости Божией, и при таком учении Моисеевом, и при великих победах, и при чудесной пище, поскольку были непокорны и непослушны, устроили тельца, и воловьей голове кланялись, и идолов просили устроить себе, и все благодеяния Божий забыли, и не пошло им на пользу и учение Моисеево, потому что слабы в вере в Бога истинного были". Теперь, ищущие чудес, смотрите: сколько чудес сотворил пред Иудеями Бог? А, однако, неверные дотоле Ему, сделались ли верными после чудес? Увы! Но и вся история церковная говорит то же. Благочестивые оставались благочестивыми и без чудес, а нечестивые оставались нечестивыми и при чудесах. Вот книжники и фарисеи, вот Иуда: они ли не видали чудес? Однако первые не уверовали во Христа, а последний и предал. Да и что такое искание чудес? Это признак отсутствия любви к Богу, и лишь какое то наемничество. "Докажи мне, что Ты дашь мне небесные блага, тогда только для них я и буду трудиться, чтобы наслаждаться ими, а Сам Ты мне не нужен". И этого мало: искать чудес, значит искушать Бога. Разве Бог не знает лучше тебя, когда и пред кем явить чудо? Зачем же идешь против воли Божьей? Зачем искушаешь? Зачем себялюбием оскорбляешь? Нет, не ухищрениями и лжемудрствованиями нам указано идти в Царствие Божие, а сердцем простым и младенческим; не дух себялюбия в себе развивать, а кротость и смирение; не искушать Господа безрассудным исканием того, на что Им до времени завеса положена, а пленять свой разум в послушание Христово, т.е. со вниманием читать и слушать слово Божие и по оному располагать жизнь свою. Истинно говорю вам, учит Господь, - если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное (Мф. 18, 3). Аминь.