Prologue in the Teachings

Молитва за отсутствующих

(Слово от бесед святого Григория)

Случается, что некоторые из близких нашему сердцу отправляются иногда в далекие пути; долгое время живут в отдалении от нас, и о том, как они совершают свой путь, затем, где живут, как живут, мы о том и не знаем. О таковых, братие, нам молиться особенно нужно. Не говоря уже о том, что таковая молитва несомненно будет умерять и скорбь нашу о разлуке с ними, она и для самих отсутствующих может быть благотворною чрезвычайно.

Св. Григорий, папа Римский, рассказывает следующие два случая: "слышал я, - говорит он, - об одном муже, который, окованный цепями, несколько лет прожил в плену у врагов. Во время плена, жена его в некоторые дни приносила в церковь о спасении его дар и усердно молилась. Когда чрез нисколько лет муж ее воротился домой, то рассказал ей, что во время плена, в известные дни, невидимою рукою он освобождался от уз. Оказалось, что это были именно те дни, в которые жена его нарочито приходила в церковь и молилась о нем". Другой случай: Патриарх Римский приказал епископу города Панорма явиться в Рим. На пути туда морем, корабль, на котором плыл епископ, выдержал страшную бурю. Во время бури один из матросов, именем Варак, был в лодке, которая была привязана к кораблю. Но от сильного порыва ветра веревка порвалась, и Варак в ладье скрылся из глаз бывших на корабле. Полуразбитый корабль, хотя и с великою нуждою, успел, однако, достигнуть безопасной пристани на остров Устика. Прошло три дня, и ни на одной стороне моря лодки с матросом не видно было. Епископ, любивший Варака, повелел молиться о душе его. После сего прошло еще несколько времени, и, когда починили корабль, епископ и бывшие на нем отправились в дальнейшее плавание и чрез несколько дней достигли берегов Италии и остановились в городе Тупорте. Тут, к величайшему изумлению, они нашли целым и невредимым того матроса, о котором молились и которого считали погибшим. Обрадованный епископ начал спрашивать его, как он мог при такой страшной буре живым остаться и как он пробыл на море столько дней? Матрос сказал, что он целые сутки день и ночь боролся с волнами, держась за края лодки и стараясь удержать разновесе, наконец, силы его от голода и непомерных усилий истощились, и он впал в забытье. Но тут явился ему неизвестный муж и предложил пищу. Подкрепленный ею, он снова продолжал бороться с волнами, и вскоре один из плывших мимо него кораблей взял его и тем спас ему жизнь. В какой день это последнее с тобою было? спросил епископ. Варак сказал. И опять оказалось, что это был именно тот самый день, в который епископ велел совершить молитвенную службу о душе его. В виду этого, братие, не забывайте молиться и за отсутствующих. Если молитва братий наших нам и всегда нужна, то она отсутствующим и вовсе необходима. В пути им и много опасностей предстоит, и с чужим народом трудно бывает сжиться, и тоска по родине может их сокрушать. Молитва же наша, конечно, привлечет им заступление Божие и от опасностей, трудностей и тоски избавит. Но, повторим, она небесполезна будет и для нас самих: ибо несомненно скорбь нашу о разлуки с ближними умерит. Это мы испытали на себе самих и потому смело уверяем в. этом. Аминь.

Святая благоверная княгиня Ольга

(Успение блаженныя и великия княгини Ольги, бабы великого князя Владимира. Прол. Июля 11)

Нашу святую Русь прославили своим благочестием и ревностью по вере не одни святые мужи, но и некоторые из жен. И эти последние украшали себя иногда подвигами Апостольскими и являли собою поучительные примеры благочестия.

Святая благоверная княгиня Ольга, родом Псковитянка, была женою Игоря, князя всей Русской земли, престол которого был в Киеве. За ним княжил Святослав, сын его. Люди на Руси тогда были почти все идолопоклонники, истинного Бога не знали и угодное дьяволу творили. Блаженная же Ольга, будучи мудрою, видя всех прельщенными дьяволом, скорбела о них. Услышавши же о Греческой вере, она пошла в Царьград, узнала истины христианской веры и была просвещена святым крещением от патриарха Фотия и возрадовалась душою. Патриарх и еще поучил ее христианской вере и затем, прощаясь с нею, в заключение сказал: "благословенна ты в женах российских и благословят тебя в роды родов русские люди". Во святом крещении имя ей было наречено - Елена. Потом, принявши от патриарха крест и взявши с собою священника, она возвратилась в свою землю. Она обошла всю русскую страну, устанавливая везде порядок, сокрушая идолов и была как истинная ученица Христова. Она раздавала много милостыни не только православным, но и язычникам, чтобы Бога сделать своим должником. И Господь за сие так ее прославил, что даже и тело ее увенчал нетлением. Перед смертью она призвала сына своего Святослава и заповедала ему никаких языческих обрядов при погребении ее не справлять. Скончалась она семидесяти пяти лет.

Возблагодарим Бога, братие, воздвигшего земле Русской, и из числа жен, такую великую просветительницу, а следовательно и, благодетельницу. Она своим примером открыла, так сказать, путь к просвещению и крещению и всего народа Русского. И труды для себя в этом деле она понесла великие: идет в далекую страну, изучает истины христианской веры, принимает св. крещение, обходит всю свою землю с проповедью Евангельской, сокрушает идолов и своим милосердием пленяет в послушание Христово и язычников, до нее не знавших истинного Бога и не почитавших Его.

Итак, слава и тебе, Ольга приснославная! Аминь.

Для чего Господь главным образом попускает на нас скорби и напасти в веке сем

(Слово о первых монасех и о нынешних и о последних)

Для чего Господь попускает на нас скорби и напасти в веке сем? Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, этот вопрос решает так: "Хотя Господь, говорит он, исцелити и очистити душу нашу от греха, различны скорби и печали зде многажды попускает на ны, яко да очищшеся яко злато в горниле, светли явимся... В скорби бо многажды к Богу прибегаем, в радости же забываем Его... Бог хощет нас в мере сем имети всегда во утешении и скорби, а не в пространстве и благоденствии, да не разливаемся в земных прелестных сластех: да от здешнего утеснения и скорби, усерднее и успешнее восходим к горнему и вечному о Господе пространству: и тамо во вечное утешени, присно о нем радующеся и веселящеся, во веки бесконечные будем" (Ч. I, л. 401-402). Итак, по святителю Димитрию, следует, что Бог для того попускает на нас скорби и напасти, чтобы мы ими спаслись. И это совершенная правда.

Иоанн Сирин о некотором монахи (думают же, о себе самом) рассказывает следующее: "Был, говорит он, один старец в ужасе и сподобился видения такового: три монаха стояли на берегу моря: с другого берега вдруг они услышали голос, говоривший им: "примите крылья огненные и перелетите ко мне". Двое из них подлинно получили крылья и тотчас перелетели на другой берег, а третий остался по сто сторону, плача и вопия. Однако, чрез несколько времени и этому даны были крылья, но уже не огненные, а весьма слабые. И вот и он, хотя и с величайшим трудом и даже часто потопляясь, все-таки достиг до другого берега, куда отлетели первые иноки. - Что же значило это видение? Первые монахи, принявшие огненные крылья, это те, которые жили здесь, на земли, лишь в Боге и для Бога и попечения ни о чем земном не имели: а последний, принявшей крылья немощные и слабые, означает тех, которые чрез несчастья спасаются. Род нынешнего времени, заключает сказание, оплетшийся житейскими суетами и никогда умом к Богу не возносящийся, только напастями и спасается".