Prologue in the Teachings

(Како подобает детям чтити родители свои)

В Прологе, на девятый день августа, есть поучение о том, "како подобает детям чтити родители". Это поучение, по нашему мнению, весьма полезно выслушать всем детям, имеющим родителей: и хорошим, и дурным.

На основании всего этого мы и предлагаем упомянутое поучение вам, дети, имеющие родителей. Выслушайте оное со вниманием, и дай Бог, чтобы оно всем вам на пользу послужило: хороших из вас побудило к большему почтенно к родителям, а дурных исправило.

"Кто, - говорит это слово, - почитает родителей и исполняет волю их, тот очистит свои грехи и Богом будет прославлен. А кто озлобляет родителей, тот пред Богом грешит и от людей проклят. Кто бьет отца или мать, да отлучится от Церкви и смертью да умрет. Писано, что отчая клятва непокорного сына сушит, а матерняя искоренит. Сын непокорный погибнет. Кто прогневляет отца или досаждает матери и думает, что не грешит, тот становится сообщником нечестивых, о которых сказал Исаия: Да возмется нечестивый, да не узрит славы Господни (26, 10). И око насмехающегося над отцом и укоряющего старость матери да будет исклевано воронами и да съеден он будет орлами. Почитающий же отца возвеселится о детях, и в день печали избавит его Господь и молитву его услышит. Чтущий Бога, покоит и мать свою. Угождающий своему отцу, долго будет жить в счастье. Поэтому, братье, делом и словом угождайте родителям, чтобы получить от них благословение. Благословение отчее утверждает дома чад, и молитва матери спасет от бедствий. Братие, заступайте старость отца, и если он оскудеет разумом, не бесчестите его в сердце своем. Милуй отца: ибо молитва отчая не забудется пред Богом. И не забывайте трудов матери и печалей, и болезней, которые она понесла ради вас. Не говори: "много я помогал родителям и одеждою, и пищею"... ибо ты не можешь так заботиться о них, как они заботились о тебе. "Итак, со страхом и покорностью служите им, чтобы и здесь в счастье пожить, и в будущем веке насладиться".

Не правда ли же, дети, что это поучение полезно для всех вас? Да, полезно потому, что открывает глаза всем вам: и хорошим, и дурным. Вы, хорошие дети, увидали из него, что за почтение к родителям вы и о своих детях возвеселитесь, и в день печали избавит вас Господь, и молитву вашу услышит, и в счастье поживете, и благословение отчее утвердит дома ваши. Вы же, дети непочтительные, видите, что страшное зло вы делаете, не покоряясь родителям, и страшный гнев Божий ждет вас. Теперь и возьмите себе поучение от слова и те, и другие. Вы, дети хорошие, зная из него, какие великие блага ждут вас за почтение к родителям, и усугубите оное и с большею, против прежнего, любовью служите им, а вы, дети непокорные, зная, что гнев Божий ждет вас, исправьтесь, испросите у родителей прощение и загладьте свои грехи против них примерным послушанием, любовью и услугами. Тогда, конечно, и вам Господь, вместо гнева, милость явит, и на вас, вместо проклятия, благословение родительское почиет. Аминь.

Урок скупым

(Слово от жития св. Нифонта о сребролюбии)

Люди, жадные к деньгам и немилостивые к бедным, желая оправдаться в скупости и заглушить в себе голос совести, обыкновенно рассуждают: "что делать, что я не подаю нищим? Теперь еще вот я в силах, могу добывать кое-что своими трудами; а кто меня будет поить-кормить, когда я стар буду, или ко мне болезнь придет? Кому я буду нужен? Должно, поэтому, отложить и на черный день". Как вы думаете, братие, кто такую мысль влагает богатым скупцам? Да, страшно вымолвить, влагает им сам враг нашего спасения, дьявол. Вы удивляетесь этому? Не удивляйтесь. Мы это докажем вам самым делом.

Однажды святый Нифонт увидал человека, за которым следовало множество нищих, прося у него милостыни, но он даже и не оглянулся на них. Тогда Нифонт подошел к Ангелу-Хранителю этого человека и спросил: "скажи мне, много ли у этого человека имения?" Ангел сказал: "он имеет многое и бесчисленное богатство, но сребролюбец есть, и из за копейки готов умереть. Бьет он и рабов своих, морит голодом, не одевает и непосильные работы налагает". Нифонт, сказал: "да неужели совесть не упрекает его за то, что оставляет нищих"? Ангел отвечал: "послушай меня, Нифонт, я скажу тебе: приходит к нему темный бес, смущая его и говоря: "вот ты состаришься и в болезнь впадешь; поэтому не давай имения твоего никому; иначе, когда в нужде будешь, тогда начнешь каяться и говорить: "напрасно я роздал имение свое нищим!" но уже поздно будет. "И таким образом прельщает его нечистый бес, часто влагая ему такие мысли в сердце. Он же повинуется им и пребывает помраченным, и нищих не милует".

Итак, подлинно дьявол влагает богатым скупцам мысли, что они должны все без остатка сберегать на случай старости или болезни и отвращать очи свои от меньшей братии Христовой. Поэтому все вышеприведенное для того, чтобы оставить скупость, они бы и должны постоянно иметь в виду. Впрочем, это одно иметь в виду для них еще мало. Чтобы оставить скупость, нужно им помнить и то, что деньги в старости и болезни не помогут, если не будет помогать человеку Бог. А чтобы они узнали, что и это правда, пусть дослушают о конце того немилостивого человека, о котором говорил Ангел с Нифонтом. Человек тот, продолжает сказание, по малом времени, впал в болезнь, и болезнь его была жестокая. Он пролечил все свое имение, но не только не получил никакой пользы, но болезнь его еще больше усилилась. И, промучившись так много дней, умер, сказано, и душою и телом. Пусть же помнят и это богатые скупцы, и скупость свою оставят. К этому призывает их и Господь: не скрывайте себе, говорит, сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкапывают и крадут (Мф. 6, 19). И пророк Самуил учит их: не приступите в след ничтоже сущих, иже не способствуйте и не изымут, яко ничтоже суть (1 Цар. 12, 20). Да послужит все это уроком скупым, и да обратит Господь сердце их к милосердию и щедрости. Аминь.

Против зависти

(Поучение святого Василия о зависти)

Святый Василий, в поучении о зависти, между прочим говорит: "зависть есть скорбь сердцу, тля души, сушило телу, разорение любви, ко всем вражда, отлучение роду, спона добродетели, залог мучению, лишение будущей жизни, геенне наследие". Из этого видно, что святый учитель смотрит на зависть как на величайшее зло. Так ли на самом деле? Без сомнения, братие. Чтобы убедиться в этом, стоит только раскрыть священную историю, и мы из нее сейчас же увидим, что зависть нередко доводила людей до страшных преступлений, а чрез это убедимся и в том, что и сама она поэтому величайшее зло.

Вот Каин и Авель принесли Богу жертву. Авелева жертва приятна Богу, а Каинова нет. Каин начал завидовать брату, и зависть, несмотря на предостережение Божие, довела его до того, что он брата своего вызвал в поле и умертвил. Вот и Исав после того, как Иаков первый получил благословение отца, также завидует Иакову и с завистью соединяет мысль об убийстве. И братья Иосифа сначала из зависти не могут дружелюбно говорить с ним; а когда рассказал он им свои сны, то и прямо уже говорят: вот идет сновидец; убьем его и бросим в какой-нибудь ров". Саул, после победы Давида над Голиафом, начинает завидовать Давиду и также ищет убить его. То, как бы в безумии, бросает в него копьем; то ищет, чтобы он погиб в неравной борьбе с Филистимлянами; то, наконец, и открыто гонит его. Вот, много богатств у Ахаава: но он снедается скорбью, не вкушает пищи, и сон бежит от его очей, при виде малого вертограда Навуфеева. И тут тоже совершается убийство, и Навуфей побивается камнями. Вот первосвященники, книжники и фарисеи завидуют славе Господа, которую Он стяжал в народе Своим учением и чудесами, и убивают безгрешного.