Православная антропология
"Мы же видим образ души как образ света, исполняющего все тело..." [128]
"Слово есть Божественный свет, тьма же - несведущая душа" [129] (Татиан)
Итак, душа пребывает в определенном ей месте до Страшного суда, храня образ свой и образ своего тела, которое (и только оно) будет дано ей по Воскресении:
"Каждому телу будет возвращена его душа" [130] (Святитель Ириней Лионский)
"Души после отшествия от сей жизни не получают опять других тел, в которых они являлись бы перед воскресением" [131] (Священномученик Мефодий Патарский)
В вопросе о бессмертии мы коснулись греховности души. На этом следует остановится подробнее.
5.6. Греховность души
О зле и грехе мы будем говорить особо (см. гл. "Зло и грех"), но первичность греха в составе человека уместнее рассматривать здесь.
Когда Адам пал, он весь сделался греховным, но где первоначально возник грех, в душе или в теле? Кто из них первый виновник греха? Кто источник?
Это относится и к нам. Что в человеке первоисточник греха - душа или тело? Если душа, то тело - жертва и невиновно? Если тело, то душа - пленница, сидящая в темнице? Вопрос этот о первичности может показаться слишком надуманным, ибо весь человек согрешает, весь и расплачивается. Но, как сейчас увидим, в антропологической схолии может быть два решения.
"Причиной греха не тело, а душа сама по себе" [132] (Священномученик Мефодий Патарский)
"Душа есть первый источник греха: посему она первая и осуждена" [133] (Леонтий Византийский)
"Не плоть тленная сделала душу грешною, а грешница душа сделала плоть тленною" [134] (Блаженный Августин)
"Как могла плоть сама собою согрешить, когда бы не имела преводительствующей души? как в упряжке быков, если они не связаны друг с другом, ни один не может пахать, так и тело, отрешенное связи, что может сделать само собою?" [135] (Псевдо-Иустин)
Так же и святитель Кирилл Иерусалимский:
"Тело не само собою согрешает, но посредством тела (согрешает) душа" [136].
Эта согласно выраженная точка зрения противоречит языческому взгляду и отчасти Оригену, по которому душа заражается грехом от тела или плоти и последнее является ее гибелью. Но сама душа как дух считается невиновною.
Православная точка зрения основана на двух свойствах души, которые присущи ей по естеству - свободе и разумности. Вот как говорит об этом Климент Александрийский:
"Те же, кто не постиг добровольности и непорабощенности души при избрании [ею рода] жизни, заключают, не вынося последствий грубого беззакония, что Бога нет" [137].
Значит, душа не подавлена злом, но сама его выбирает.
"Душа - всегда свободного произволения, находится ли она в теле или вне тела, и свобода произволения всегда направлена [у нее] либо к доброму, либо к дурному" [138] (Ориген)