Православная антропология

"Мы говорим, что душа проста, разумна [вар.: словесна] и бессмертна..." [153] (Феодорит Киррский)

Простота означает несложность:

"Душа, будучи простой, а не сложенной из разных частей... вследствие того нетленна и бессмертна..." [154], -

так учит преподобный Максим Исповедник. Но большинство святых отцов все же придерживаются взглядов о сложности, многочастности души. И даже сам преподобный Максим при простоте естества души допускал в ее составе различные силы:

"Ибо душа, говорил он (Ареопагит - А.Л.), состоит вообще из силы разумной и силы жизненной" [155].

"Ибо, поскольку мы составлены из души и тела, не из одного только тела, но и из души, которая многочленна..." [156] (Святитель Григорий Палама)

Состав души отцы видели по-разному, состоящим из двух, трех, четырех и более частей, или членов:

"Обе силы души - познание и стремление..." [157] (Климент Александрийский)

"Одно у души - словесное и разумное - [вар.: духовное], другое - страстное и бессловесное. И одному, по естеству, подобает властвовать, другому - повиноваться слову" [158] (Святитель Василий Великий)

"Я же полагаю что душа, будучи одной и той же, имеет двоякую силу: одну - ту, которая есть жизненная [сила] тела, другая - созерцающую сущее, которую мы и называем разумной..." [159] (Псевдо-Василий)

"У души одно... - созерцательное... другое - деятельное" [160] (Преподобный Максим)

Эти свидетельства можно объединить двухчастным представлением души. Но чаще всего встречается трехчастное строение (мы уже говорили, что идея троичности оказывала сильное влияние на умы древних).

"Умная часть души трояка: одно [в ней] зовется словесным, будучи внутренним человеком... другое - страстным, которое будучи звериным, стоит близко к безумию, а третье, желательное..." [161] (Климент Александрийский)

Так и преподобный Исихий Синаит:

"Вот тричастное (устроение) души: [начало] страстное... [начало] желательное, [начало] разумное..." [162]

Такое представление дошло и до наших дней:

"В душе встречаем три силы: ум, волю, или, как у святых отцов, силу рассудительную, раздражительную и пожелательную" [163] (Святитель Феофан Затворник)

И позже, уже в ХХ в., у С.Л. Франка находим:

"Мы исходим из традиционного деления душевной жизни на явления "интеллектуальные", "эмоциональные" и "волевые" [164].

Это довольно часто встречающееся деление души: ум, воля и сердце или разум, желание и воля. Действительно, этот взгляд с известной целостностью может обнимать всю сферу душевной жизни человека.

Таково же и психологическое представление о человеке. Но психология деонтологизировала душу человека, оставив в понятии "душа" лишь субъективную экзистенцию, где о составе души и речи нет.