Православная антропология
6.1.1. Происхождение души и тела
Душа и тело происходят из одного начала, одновременно. Но это не абсолютный принцип, а лишь утверждение, что ни душа сама по себе, ни тело само по себе не предваряют друг друга в происхождении и не существуют друг без друга.
Святитель Григорий Нисский говорит:
"Ни душа прежде тела, ни тело без души... но единое начало у обоих" [2].
"Не предшествуют души телам, как учат манихеи..." [3] -
полемизирует Псевдо-Афанасий. Так же и преподобный Иоанн Дамаскин:
"...Вместе тело и душа созданы, а не сперва одно, потом - другое, как пустословит Ориген" [4].
Ориген, как мы уже видели, считал, что души сотворены были прежде мира, и в каждом человеке
"...душа предшествует телу, а тело - это кожаные одежды" [5].
Так же учили Феодорит Киррский:
"Душа создана вместе с телом..." [6],
и святитель Григорий Палама:
"Душа, содержа тело, с которым вместе создана..." [7],
и преподобный Исаак Сирин:
"Невозможно, чтобы душа получила бытие и была рождена без совершенного образования тела с его членами" [8].
Таким образом общее православное учение утверждает одновременность рождения души и тела. Здесь мы видим противоречие идее предсуществования душ, что очень значительно для православной антропологии. Но отсюда можно сделать еще один очень важный и далеко идущий вывод. Если душа образуется Господом вместе с образованием тела, то, следовательно, зародыш человека есть человек. Значит, нет никакой стадии эмбрионального развития, на которой зародыш мог бы рассматриваться не как человек. Зачатое есть человек, и на него, на эмбрион должны распространяться все нравственные отношения между людьми. Этот вывод является одним из оснований православной биоэтической концепции, которая оформляется сейчас в Русской Православной Церкви.
6.1.2. Соединение души и тела
О том, что душа и тело соединены в человеке, мы уже говорили. Более того, человек есть единство души и тела, причем такое, что и границу провести между явлениями одного и другого невозможно.
"Бог посеял и смешал душу с плотию, и столь тесно соединил их, что трудно наверное сказать, плоть ли служит носителем души или душа носителем плоти, душа ли принадлежит плоти или плоть душе?" [9],
- так говорит Тертуллиан, выражая таинственность соотношения. Невозможно видеть соединенность души и тела, невидимо они сосуществуют в человеке.
Святитель Василий Великий утверждал это единство так: