Православная антропология
Ориген, как мы уже видели, считал, что души сотворены были прежде мира, и в каждом человеке
"...душа предшествует телу, а тело - это кожаные одежды" [5].
Так же учили Феодорит Киррский:
"Душа создана вместе с телом..." [6],
и святитель Григорий Палама:
"Душа, содержа тело, с которым вместе создана..." [7],
и преподобный Исаак Сирин:
"Невозможно, чтобы душа получила бытие и была рождена без совершенного образования тела с его членами" [8].
Таким образом общее православное учение утверждает одновременность рождения души и тела. Здесь мы видим противоречие идее предсуществования душ, что очень значительно для православной антропологии. Но отсюда можно сделать еще один очень важный и далеко идущий вывод. Если душа образуется Господом вместе с образованием тела, то, следовательно, зародыш человека есть человек. Значит, нет никакой стадии эмбрионального развития, на которой зародыш мог бы рассматриваться не как человек. Зачатое есть человек, и на него, на эмбрион должны распространяться все нравственные отношения между людьми. Этот вывод является одним из оснований православной биоэтической концепции, которая оформляется сейчас в Русской Православной Церкви.
6.1.2. Соединение души и тела
О том, что душа и тело соединены в человеке, мы уже говорили. Более того, человек есть единство души и тела, причем такое, что и границу провести между явлениями одного и другого невозможно.
"Бог посеял и смешал душу с плотию, и столь тесно соединил их, что трудно наверное сказать, плоть ли служит носителем души или душа носителем плоти, душа ли принадлежит плоти или плоть душе?" [9],
- так говорит Тертуллиан, выражая таинственность соотношения. Невозможно видеть соединенность души и тела, невидимо они сосуществуют в человеке.
Святитель Василий Великий утверждал это единство так:
"Вот что человек: ум, тесно сопряженный с приспособленною к нему и приличною плотию..." [10]
"Человеком в самом истинном смысле относительно природы называется не душа без тела и не тело без души, но то, что составилось в один прекрасный образ из соединения души и тела: человек создан бессмертным и непричастным никакому тлению и болезням" [11] (Священномученик Мефодий Патарский)
Итак, человек - это и душа, и тело, таинственное единство духа и материи, а вернее - духовно-телесная природа. Но почему мы так упорно говорим о двух- или трехчастном составе человека, почему учим о душе отдельно от тела, почему с самого начала мы не строим наше учение как учение о единой природе? На это есть несколько причин.
1. Священное Писание указывает, и не только в Книге Бытия, что человек имеет два естества в себе. Причем эти два естества противоположны друг другу, а в греховном состоянии часто встают во враждебные отношения друг с другом.
2. Все святоотеческое богословие видит человека состоящим из двух естеств.
3. Смерть человека разделяет два естества, и их дальнейшая судьба различна.
4. Как показывает весь духовно-аскетический опыт, общечеловеческий опыт, психологические наблюдения, наука, все многообразие человеческой жизни не может быть целиком сведено к одному только естеству - духу или материи, к одному только миру - видимому или невидимому.