«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

ДИАЛОГ ВОСЬМОЙ

О ПРОМЫСЛЕ И СВОБОДЕ ВОЛИ

Духовник. Что же смущает тебя в вопросе о Промысле?

Неизвестный. Невозможность примирить понятие свободы воли с церковным учением о воле Божественной.

Духовник. Скажи подробнее, что именно тебе кажется здесь непримиримым?

Неизвестный. Вот слушай: понятие свободы воли, может быть, и непостижимо для разума, и возможно, что ты прав, проводя в этом отношении параллель между "свободой" и "бесконечностью". Пусть непостижимость бесконечности подобна непостижимости свободы, которая с формальной стороны является как бы "бесконечностью" в волевой сфере. Но как бы ни было, мы постигаем в понятии свободы воли момент "беспричинности", хотя и не можем себе его представить. Свобода для нашего сознания -- это во всяком случае возможность независимого ни от каких внешних причин самостоятельного действования. Называя поступок свободным, мы этим хотим обозначить, что он совершён не по необходимости, а по личному волеизъявлению человека. И потому нравственная ответственность, как ты не раз говорил, всегда предполагает свободную волю. А так как человек ответственен за всю свою жизнь, то тем самым предполагается, что и вся его жизнь состоит из ряда свободных, никакими внешними причинами не обусловленных поступков.

И вот я открываю Евангелие и читаю: "Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены" (Мф. 10, 29-30). Эта мысль о всецелой зависимости человеческой жизни от воли Божией в совершенной полноте выражена в 6-й главе того же Евангелия: "Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом" (Мф. 6, 25-32).

Разве такое отношение к жизни совместимо с признанием человеческой свободы? Если ни одна птица не упадёт без воли Отца, если ни один волос не упадёт с головы человека без воли Божией, если человек совершенно бессилен сам своей волей изменить свою жизнь -- не может "прибавить себе росту хотя бы на один локоть", если человек сам по своей воле и не должен ни о чём заботиться, так как Отец Небесный знает, кто в чём имеет нужду, то спрашивается, где же проявляется свободная человеческая воля? Наша жизнь вся зависит от Бога. Всё в ней совершается по Его воле. Церковь именует это Промыслом Божиим. Но Промысел несовместим со свободой. Признать его -- значит неизбежно прийти к учению о предопределении. Если каждое движение жизни делается по воле Отца, то Его воля и решает всё. Всё предрешено Его волей, и твоя воля ничто. Но если признание Промысла исключает возможность свободной воли, то, с другой стороны, признание свободы воли исключает возможность Промысла. Я приведу тебе такой пример. Разбойник напал на мой дом. Ограбил, изувечил, надругался над моими близкими. Я верю в Промысел Божий. Всё от Бога. Господь знает, в чем каждый имеет нужду. Значит, и разбойник от Бога? Но ведь разбойник имел свою свободную волю. Почему же он на меня напал? Потому что таково было его свободное волеизъявление или потому что такова была воля Божия? Если потому, что была воля Божия, то где же свободная воля разбойника? Если потому, что захотел сам, то при чём тут воля Божия? Ясно, что признание свободной воли разбойника совершенно исключает участие воли Божией в этом злодеянии, а значит, и промыслительный его смысл.

Вот те сомнения, которые явились у меня по поводу всего сказанного тобою о таинствах, нравственном совершенстве и монашеских подвигах. Своими силами я не могу разрешить этих сомнений.

Духовник. Да, твой вопрос действительно нуждается в разъяснении. Он сложен по двум причинам. Во-первых, потому, что затрагивает ряд побочных вопросов, и во-вторых, потому, что церковное учение о Промысле часто понимается совершенно искажённо.

Неизвестный. Вот я и прошу тебя разъяснить мне всё это.

Духовник. Постараюсь. Нам придётся вновь, и более подробно, говорить о свободе.

Ты знаешь уже, что, по церковному учению, человеку, созданному по образу и подобию Божию, дарована свободная воля. Он не только частица вещества, организованная в живое существо и подчинённая, как всё в вещественном мире, закону причинности. Он носитель того таинственного и непостижимого начала свободы, которая делает его волю первопричиною тех или иных действий, ничем иным, кроме этой свободной воли, не обусловленных. Поступки человека -- не механические явления физического мира. Они не есть автоматические следствия какой-то причины, вне воли заключённой, и не являются простым следствием физико-химических процессов в самом человеке, -- они определяются его собственной волей, ибо воля его, как начало свободное, является в причинном ряде явлений причиной в себе. Сам человек определяет тот или иной ряд явлений и несёт нравственную ответственность за свои поступки, потому что поступить так или иначе, хорошо или плохо зависит от его собственной воли, -- он всегда выбирает сам. Не по формальному своему определению, а по существу, свобода -- это одно из свойств души человеческой, которая, являясь единой по существу как подобие существа Божия, имеет и подобие ипостасей, в существе своём оставаясь единой и неделимой.