Catechetical and Secret Teachings

2. Ибо елеем, или миром телесным Христос от человек не был помазан: но Отец, предпоставив Его во Спасителя всему миру, помазал Духом Святым, как Петр говорит: Иucyca, иже от Назарета, Егоже помаза Бог Духом Святым (Деян. 10, 38). И Давид пророк вопиял, вещая: престол Твой Боже в век века: жезл правости, жезл царствия твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззакони: сего ради помаза тя Боже Бог твой елеем радости паче причастник твоих (Пс. 44, 78). И каким образом Христос воистинну был распят, погребен и воскрес; а вы чрез крещение в подобии, и сраспяться, и спогребстись, и восстать с Ним удостоились: так и в Миропомазании. Он духовным елеем радости помазался, то есть Духом Святым, который елеем радости нарицается, потому что есть виновник духовной радости: вы же помазались миром, сделавшись общниками Христу и причастниками.

3. Но смотри, не почитай оного мира простым. Ибо как хлеб в Евхаристии, по призывании Святого Духа, не есть более простой хлеб, но тело Христово: так и Святое cиe миро не есть более простое, ниже, если бы кто сказал, обыкновенное по призывании: но дар Христа и Духа Святого, присутствием Божества Его бывающий действительным. Оным знаменательно помазуются твое чело и другие орудия чувств. И когда видимым образом тело помазуется, тогда Святым и Животворящим Духом душа освящается.

4. И во первых помазаны вы были на челе, чтобы избавиться вам от стыда, каковый первый преступник человек обносил повсюду (Быт. 3, 78). И чтоб откровенным лицем вы славу Господню созерцали (2 Кор. 3, 18). Потом на ушах: дабы получить вам для слышания Божественных таин ухо, о коем сказал Исаия: и приложи ми Господь ухо, еже слышати (Ис. 50, 4). И Господь Иисус во Евангелии: имеяй уши слышати, да слышит (Мф. 11, 15). После на ноздрях: дабы вы, Божественным облагоухавшись миром, возглаголали: Христово благоухание есмы Богови в спасаемых (2 Кор. 2, 15). Далее на персях: да облекшеся в броня правды, станете противу кознем диавольским (Еф. 6, 14, 11). Ибо как Христос по крещении и по наитии Святого Духа, изшед победил супостата (Мф. 4, 1, и след.): так и вы по Святом Крещении, и по таинственном Миропомазании, облекшеся во все оружие Святого Духа, стали против силы супостата, и оную побеждаете, восклицая: вся могу о укрепляющем мя Xpuсmе (Флп. 4, 13).

5. Сего Святого Миропомазания удостоившись, вы нарицаетесь Христианами, оправдывая возрождением и самое имя. Ибо, прежде нежели вы сподобились оной благодати, вы сего наименования собственно достойными не были, а стремились к тому, чтобы вам быть Христианами.

6. Ведать же вам надлежит, что Миропомазания сего прообразование находится в Ветхом Писании. Ибо когда Божие повеление Моисей передавал своему брату (Лев. 8, 1, 2) и поставлял его в первосвященника, то по измытии водою помазал его (Лев. 8, 6, 12): и сей был назван помазанником (Лев. 4, 5), то есть от помазания образовательного. Так и Соломона, возводя на царство, Архиерей помазал, по измытии в Гионе (3 Цар. 1, 39, 45) Но сия убо образы прилучахуся онем (1 Кор. 10, 11). Вам же необразно, истинно: потому что вы от Святого Духа истинно помазаны. Начало вашего спасения Христос: ибо Он истинно есть начаток, вы же примешение. Аще же начаток Свят, явствует, что и в примешение перейдет Святость (Рим. 11, 16).

7. (Cиe помазание) сохраните непорочно; ибо оно само учит вы о всем (1 Ин. 2, 27), если в вас пребудет, как ныне слышали вы блаженного Иоанна говорящего, и много о сем помазании любомудрствующего. Ибо оно есть священие, телу духовное хранение, и души спасение. О сем от древних времен блаженный Исаия, предсказывая, говорил: и сотворит Господь всем языком на гopе сей (Ис. 25, 6); горою же называет он Церковь, как и в другом месте, когда говорит: и будет в последняя дни явлена гора Господня (Ис. 2, 2). Испиют вино, испиют радость, помажутся миром (Ис. 25, 6, 7). И чтобы утвердить тебя, слушай, что говорит он о сем Mиpе, как о таинственном: предаждь сия вся языком: совет бо Господень на вся языки (Ис. 25, 7). Итак вы, сим Святым помазавшись миром, соблюдите оное в себе непорочно и неукоризненно: успевая в добрых делах и благоугождая Начальнику спасения вашего Иисусу Христу, Коему слава во веки веков. Аминь.

Тайноводственное поучение четвертое

О Теле и Крови Христовой. На слова из Павлова послания к Коринфянам: аз же приях от Господа, еже и предах вам, и проч. (1 Кор. 11, 23.).

1. Даже одно cиe блаженного Павла учение довольно к тому, чтобы удостоверить вас о Божественных тайнах, коих сподобясь, вы соделались Христу стелесными и скровными. Ибо теперь вопиял Апостол: яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и дая ученикам Своим, рече: приимите ядите, cиe есть тело Мое (1 Кор. 11, 2324). И npиeм чашу, и хвалу воздав рече: (приимите) пиитe, сия есть кровь Моя (Мф. 26, 27). А когда Сам (Христос) объявил и сказал о хлебе: cиe есть тело Мое, после сего кто уже осмелится не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: сия есть кровь Моя, кто когда усомнится и скажет, что cиe не кровь Его?

2. Он в Кане Галилейской некогда воду претворил в вино (Ин. 2, 1, 10), сходное с кровию: и недостоин ли веры, когда вино в кровь претворяет? Если зван быв на брак телесный, совершил Он cиe преславное чудо: не паче ли сынам брачным (Мф. 9, 15) даровав Свое тело и кровь Свою в наслаждение, требует исповедания нашего.

3. Почему со всякою уверенностью примем cиe, как тело и кровь Христову. Ибо во образе хлеба дается тебе тело, а во образе вина дается тебе кровь? дабы приобщився тела и крови Христа, соделался ты Ему стелесным и скровным. Ибо таким образом бываем и Христоносцами, когда тело и кровь Его сообщится нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, бываем Божественнаго естества причастницы (2 Пет. 1, 4).

4. Некогда Христос, беседуя, говорил к иудеям: аще не снесте Моея плоти, и не пиeme Моея крови, живота не имате в себе (Ин. 6, 53). Они же не духовно услышав реченное, но соблазнившись, идоша вспять (Ин. 6, 6162, 66), думая, что к плотоядению склоняет их.

5. Были и в Ветхом Завете хлебы предложения: но оные, как относились к Ветхому Завету, отменены. А в Новом Завете существует хлеб небесный и чаша спасения (Пс. 115, 4), освящающие душу и тело. Ибо как хлеб сходствует с телом, так слово душе приличествует.

6. Итак, хлеб и вино (в Евхаристии) не разумей простыми: ибо оные тело суть и кровь Христова, по изречению Владыки. Ибо хотя чувство тебе и представляет cиe, но вера да утверждает тебя. Не по вкусу рассуждай о вещи, но от веры будь известен без coмнения, что ты сподобился тела и крови Христовы.