Письма Валаамского старца (1939-1956 гг.)

26.9.1955 г.От души благодарю за арбуз, хотя получил его в растрепанном виде, арбуз разбитый, бумага вся мокрая, почтовая барышня была недовольна, другие пакеты обмочены. Наверно, посылали с тщеславием, всегда так бывает, что кто сделает с тщеславием, жди бесславия.

Письмо 108

9.10.1955 г.Получил ваше письмо, просите меня ответить. Тебе не понятно у св. апостола Павла следующее: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по его изволению, все содействует ко благу. А кого он предопределил тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал тех и прославил" (Римл. 8, 29–30).Отвечаю не по своему мудрованию, а на основании святоотеческого учения. Блаженный Феофилакт говорит: "Итак, сначала предвидение, потом предопределение. А званным становится человек по предвидению, т.е. по собственному его произволению (потому что в таком случае все спаслись бы, потому что все призваны), а нужно еще произволение. Итак, сначала предвидение, а потом предопределение".Господь призывает всех: "Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененные", но свободной воли, данной Господом, не нарушает. Ибо от доброй воли зависит или стремиться к спасению и ждать благодати, или желать зла и от благодати отвращаться.Знай, друже, что наш умишко очень ограниченный, да еще сердце загромождено страстями и мы не можем понять божественного намерения во Святом Писании. Некоторые люди от незнания сущности Святого Писания, утверждают нелепое учение о безусловном предопределении одних ко спасению, а других к погибели; как будто Всеблагий Бог желает кому-нибудь погибели.Преп. Антоний Великий постился и молился, просил Бога открыть ему, почему одни умирают в молодости, а другие в старости, иные благочестиво живут — бедствуют, а худо живут — благоденствуют. Услышал голос: "Антоний! Внимай себе, а суды Божии не испытывай, они тебе не полезны".Да разве человек может постигнуть суды Божии? Почему одни бывают от рождения слепые, другие калеки, иные идиоты, и много есть, много, что для нас непостижимо. Ереси, секты и расколы произошли от неправильного понимания Св. Писания и основаны на гордости и самовнушении. В православной вере авторитет: Вселенские Соборы и учение святых отцов.Вот, друг, как советую тебе читать Святое Писание: сперва помолись Богу, чтобы Он открыл твой ум уразуметь Писание: что понятно — старайся исполнять, а непонятное пропускай. Так св. отцы советуют. Святое Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу. А исследование непостижимого относится к гордости.

Письмо 109

14.11.1955 г.Прочел твое письмо и ты сознаешь себя очень болтливой. Святые отцы сказали: иной целый день говорит и ему вменяется в молчание: ибо говорит все ради Бога, а иной целый день молчит и ему вменяется в празднословие. Проверь свою болтливость и сличи с советами. Св. отцов!Еще пишешь, что очень занята житейскими заботами и плохо идет молитва. Наконец надо же сознаться, что ты не монахиня и живешь в миру, как же можешь жить без забот? Читаешь Св. Писание и не понимаешь силу их учения. Ибо и святые отцы жили не без забот, и у них молитва пресекалась и чувствовали себя иногда очень слабенькими; но они, как опытные и духовной брани, не малодушествовали в изменениях, а терпели неприятные свои переживания. Преп. Иоанн Колов такую имел благодатную, непрестанную молитву, что забывал про корзинки, которые надо было давать погонщику; пока идет за ними и забудет, зачем пошел. Этот же преподобный шел с погонщиком по скитской дороге и погонщик довел его до гнева, и убежал преподобный от погонщика. Вот и у святых бывают перемены, а ты хочешь, чтобы у тебя все гладко. Помни, я как-то в нашем разговоре с тобой сказал тебе: "Лучше немощная совесть, чем добродетель со тщеславием".Вот что говорят святые: если подвизаетесь, как должно, не гордитесь тем, что поститесь. Если же тщеславитесь сим, то какая польза в посте? Лучше человеку есть мясо, нежели надмеваться и величаться. А преп. Моисей сказал: сила для желающего стяжать добродетель заключается в том, чтобы не малодушествовать, когда случится пасть, но снова продолжать свой путь. Не падать свойственно только ангелам. Буквоедам, не знающим силы духовной жизни, не понравятся подобные выписки, ибо у них все благочестие в наружном поведении. Очень прискорбно, что мы по своей неопытности в духовной жизни застреваем на букве, ибо буква убивает, а дух животворит.Господь да хранит вас Своею милостью.

Письмо 110

22.11.1955 г.Некий мудрый старец увещевал гордящегося брата, но сей ответил ему: "Прости меня, отче, я не горд". Мудрый старец возразил ему: "Чем же ты яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь: я не горд?".Да, гордость слепая сама себя не видит, гордость изобретение дьявольское. Вот исчадия ее: гнев, клевета, раздражительность, лицемерие, ненависть, прекословие, непокорность; она крепко настаивает на своем мнении, трудно подчиняется другим, замечаний не терпит, а сама любит делать замечание другим, слова выбрасывает неосмысленно: она не имеет терпения, чужда любви, дерзка даже до нанесения оскорблений, стремление к власти; гордые очень страдают хульными помыслами. Написал кратко на основании святоотческого учения.Теперь сообщу о смирении. О блаженное Смирение, ты божественно, ибо преклонило небеса и воплотилось в человечество и грехи всего мира пригвоздило ко кресту. Душа моя трепещет, как я могу сказать что-нибудь о величии Твоем?Богомудрые св. отцы вот что говорят о смирении: от него происходит кротость, приветливость, удобоумиление, милосердие, тихость, благопокорность. Смиренный не любопытствует о предметах непостижимых; а гордый хочет исследовать глубину судеб Господних. Смиренный не хвалится природными дарованиями и гнушается людскими похвалами — как человек, одетый в шелковую одежду, отбегает, если брызнут на него дегтем, чтобы не замарать своей дорогой одежды; так и смиренный убегает человеческой славы.Свойство смирения видеть свои грехи, а в других добрые качества: а гордости свойственно видеть в себе только хорошее, а в других только худое. Вот еще черта смирения: простота, откровенность и естественность. А что такое смирение и как оно рождается в душе, никто не может выяснить словами, если человек не научится сему из опыта. Из одних слов нельзя сему научиться.Авва Зосима говорил о смирении, его тут слушал ученый софист и говорит старцу: "Как ты считаешь себя грешным, раз ты не знаешь, что ты свят? Раз не знаешь, что имеешь добродетели? Ведь ты видишь, как исполняешь заповеди и считаешь себя грешным?". Старец же не нашелся, что сказать и только говорит: "Не знаю, что сказать тебе, но я считаю себя грешным". Софист настаивал, желая узнать, как сие может быть. Тогда старец опять не нашелся, что сказать и говорит со своею святою простотою: "Не смущай меня, я подлинно считаю себя таким". Тут же находился авва Дорофей и объяснил это софисту: как в науках бывает некоторый навык и не умеют объяснить, так и в смирении. Авва Зосима обнял его и сказал: "Ты постиг дело, оно именно так бывает, как ты сказал". Софист остался доволен и согласился с ними.Из многого написать немного, если желаешь много и подробно знать, можешь прочесть в Добротолюбии.

Письмо 111

О сновиденияхМне приходилось слышать, что многие миряне говорят о сновидениях и заключают о них разные свои догадки, некоторые и наши почтенные батюшки-иноки верят снам и придают им свое значение.Получая письма от мирян о сновидениях и читая их, некоторые иноки по своей неопытности в духовной жизни ободряют эти письма и дают их прочитывать своим собратьям-инокам, как некое назидание. Вот такие неправильные понятия о снах и побудили меня сделать выписки из некоторых св. отцов."Бесы тщеславия — пророки в снах. Будучи пронырливы, они заключают о будущем из настоящих обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред тем и он всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и заметив, например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным через сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предвидению, но известно, что и врачи могут предсказывать смерть. Кто верит снам, тот вовсе не искусен, а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр. Посему, кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своею тенью и старается схватить ее (св. Иоанн Лествичник о сновидениях). Блаженный Диадох пишет: "Да довлеет однакож нам паче, как великая добродетель, то правило, чтоб отнюдь не верить никакому сонному мечтанию". Ибо сны наибольшею частью бывают ничто иное, как идолы помыслов, игра воображения, или еще, как я уже говорил, бесовские над нами надругания и забавы".Св. Симеон Новый Богослов пишет: "У тех только бывают истинные во сне видения (их не следует назвать снами, а видениями), которых ум благодатию Св. Духа сделался прост и свободен от всякого давления со стороны страстей и от рабства им,— у которых вся забота и попечение о божественном и все помышление о будущих наградах и возданиях,— которых жизнь выше жизни живущих, беспопечительна, не развлеченна, тиха, чиста, исполнена милости, мудрости, небесного ведения и других плодов благих, возделываемых в них Духом Святым; у тех же, кои не таковы, сны ложны и беспорядочны, и все в них обман и прелесть явная".Премудрый Сирах пишет: "Пустые и ложные надежды у человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Гадания и приметы и сновидения — суета". Сновидения ввели многих в заблуждение и надеющиеся на них подверглись падению. Есть много примеров в отеческих сказаниях, когда веровавшие снам погибали. Оптинский старец иеросхимонах Леонид говорил своему ученику: "Не должно верить снам, хотя бы они в своем роде и действительны были, ибо через верование снам многие прельстились. Любомудрый старец Феостерик, сочинивший параклис Пресвятой Богородице, вверившись снам, наконец так прельстился, что погиб".Есть такое сказание в Прологе. "Месопотамский монах удивлял всех своею строго подвижническою жизнью, но как веровавший снам — погиб. Ему был сон: св. Моисей с прочими пророками и евреями идут в рай, а апостолы с мучениками, со святителями и преподобными идут в ад. После этого сна монах принял иудейскую веру, женился на еврейке и стал вести полемику с православными". Много можно было бы привести подобных сказаний, но довольно и этих. Если святым Божиим людям и были сны пророческие, как то св. Иосифу библейскому, св. Иосифу обручнику, Пресвятой Богородице и прочим святым, то им и извещение внутреннее было от Бога. В Святом Писании хорошо и ясно сказано, как должно нам спасаться, но наш ограниченный и пытливый умишко не доволен этим и хочет что-то еще узнать о будущности из снов. Не лучше ли нам руководствоваться Священным Писанием и святоотеческими советами, чем увлекаться снами и им доверяться. Умудри нас, Господи, всех и каждого следовать по стезям заповедей Твоих.

Письмо 112

О Святых Христовых ТайнахЭто такое великое таинство выше всех добродетелей. Церковь видит в этом чудо всемогущества Божия, подобное сотворению Богом мира из ничего. Но и приступать ко Святому Причащению Святых Христовых Таин мы должны, насколько хватит наших сил, с чистою совестью. Ибо мы соединяемся со Христом. А как же можем соединиться со Христом, если имеем вражду на кого-либо, или превозношение, или осуждение? Святой апостол Павел говорит: "Ядый бо и пияй недостойне, суд себе есть и пить". (1 Кор. 11, 29). В начале молитвы ко Святому Причащению сказано: "Хотя ясти, человече, тело Владычне, страхом приступи, да не опалишься, огнь бо есть. Божественную же пия кровь ко общению, первые примирися тя опечалившим; таже дерзая таинственное бражно яждь". Слышишь, причастник? Примирися — даже кто тя опечалил. Еще говорится в конце молитвы: "Боготворящую кровь, ужаснися, человече, зря. Огнь бо есть недостойные попаляяй".Ко Святому Причащению приступай в сознании своей греховности, просто и благоговейно, сознавая, что принимаешь именно Тело и Кровь Господню. А как мы, по телесной природе, не можем вкушать тело, Господь по своей милости благоволил нам грешным вкушать Свое Тело и Кровь под видом хлеба.

Письмо 113

У тебя опять страданье повторилось. Что делать? Не без Божией же воли это происходит, если Господь печется о птицах, неужели ты забыта у него? Молитву не оставляй, она поможет тебе.Ты пишешь: "Простит ли тебя Господь?" Эта мысль дьявольская, он пугает тебя по своей злобе, не слушай его. Нет такого греха, чтобы превышал Божие милосердие.Апостол Карп молил Господа, чтобы наказать двоих грешников; один еретик увлек в свою ересь православного, вот апостол и молит Господа наказать их. Господь явил такое видение: разверзлись небеса, облистал яркий свет. Апостол посмотрел вверх, видит Господа. Господь говорит ему: теперь посмотри вниз. Апостол посмотрел и увидел тех двух грешников на краю оврага, а внизу был страшный огромной величины змий. Господь говорит апостолу: "Ты хочешь, чтобы я наказал этих грешников?" Апостол обрадовался, что они будут наказаны. Тогда Господь послал двух ангелов, чтобы они спасли этих грешников, и говорит апостолу: "Бей меня и распинай вторично, я готов еще пострадать за грешников". Этим видение и кончилось.Вот какое великое милосердие Божие, готов еще страдать за грешников, а ты сомневаешься, что простит ли тебя Господь.Я, грешник, молю Господа, чтобы Он по Своему милосердию дал вам терпение благодушно, без ропота, переносить ваши страдания. Прошу св. молитв ваших.

Письмо 114