Подвижнические монахам наставления

4) Заключая: так действовали отцы; так будем действовать и мы.

1) Велико и неизреченно человеколюбие к нам Господа нашего Иисуса Христа, что Он не только пришед благовести мир нам далним и ближним, как написано (Еф.2:17); но и возшед на небеса, оставил нам святых Апостолов тоже самое благовествовать, - как пишет блаженный Павел: по Христе убо молим, яко Богу молящу нами: молим по Христе, примиритеся с Богом: не ведевшаго бо греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о Нем (2Кор.5:20.21). Какое безмерное о нас попечение! Какое неизреченное человеколюбие! Не ведевшаго греха по нас грех сотвори. Как и каким образом? - Не о грехе, как справедливо осуждаемом, беззаконном действии говорит Он. Да не будет! - Ибо греха Он не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его (1Пет.2:22). Но о том, что Он облекся в наше, поврежденное грехом, естество, что недуги наши прият и болезни понесе (Мф.8:17), что за нас распят был и бесчестнейшей подвергся смерти. Вот что значит: по нас грех Его сотвори! Для чего? да мы будем правда Божия о Нем. Как? Избавившись от греха, осуждения достойного, и в Нем живя и движась. Почему и наводит, говоря: споспешествующе же и молим, не вотще благодать Божию прияти вам (2Кор.6:1). Видите, как уговаривает и убеждает? - Что значит: не вотще благодать Божию прияти вам? То, чтобы мы не возвращались вспять, чтоб не поддавались тем же страстям, от коих отказались и не были нарушителями обетов, какие дали пред лицем Бога и св. Ангелов. - Но что? но да вообновлении жизни ходити начнем (Рим.6:4), - жизни чистой и непорочной, добродетельной небесной.

2) Дошедши до сего, хочу показать вам некую сокровеннейшую силу слова. Что же именно это такое? - Душа человеческая имеет три силы, - мыслительную, раздражительную и желательную. Дело мыслительной силы - веровать во Святую Троицу; дело раздражительной - гневаться на змия искусителя, отнюдь не подпуская его к себе; дело желательной - вожделевать и любить сотворшего нас Бога. - Но диавол, изменив и извратив сии душевные силы, начал устроять нам чрез них пагубу. Как? - Силу желательную в праотце нашем Адаме соблазнив ко вкушению запрещенного; силу раздражительную в Каине возбудив к убиению брата его Авеля; силою мыслительною уклонив человечество к идолопоклонству. Вот каков образ действования завистливого врага нашего!

3) Мы же пребудем в том, к чему созданы: всеми тремя силами утверждаясь в добре, и украшаясь Духом, не попустим себе погубить благородство, коим облагородил нас Господь, усыновив нас Богу и Отцу. Елицы же прияша Его, говорит Евангелие, даде им область чадом Божиим быти (Ин.1:12). Поелику, таким образом, мы соделались чадами Божиими, не дадим себе стать чадами гнева; поелику наименованы наследниками Божиими, не попустим себе сделаться наследниками огня неугасимого, поелику признаны членами Христовыми, да не сотворим себя удами блудничими; не будем озираться на мир и на то, что в мире, не будем обращать очей на красная здешней жизни, кои суетны и скорогиблющи. Пусть, говорю предположительно, насытимся мы удовлетворением похоти плоти и крови: кая польза в крови, внегда сходити нам во истление? (Пс.29:10). Взглянем во гробы, и увидим, чем кончается похотная сласть. Пусть обложены мы стяжаниями и деньгами; что же? Не нагими ли мы вошли в мир сей? - Нагими и выйдем из него, ничего не унося с собою, кроме дел правых или неправых. Почему св. Давид и вопиет: едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святый Его (Пс.26:4).

4) Вот блаженная жизнь! Вот благая часть, которую избрали святые отцы наши, как и ныне воспоминаемый Павел, блаженный исповедник, которого каковы и колики борения и подвиги, мы немного слышали, и которому подражая, будем усердно продолжать труды нашего подвижничества, и переносить тяготу гонения, коего удостоились, не отступая и от обычных у нас деланий; будем неутомимо тещи путем своим; и если поткнемся, поспешим скорее встать побеждая супостата своего диавола, да и мы получим венец правды со всеми святыми, во Христе Иисусе, Господе нашем.

Слово 251

1) От болезни своей - переходит к мысли о смерти и от страданий в болезни - к мукам вечным.

2) Сказывает, как в тогдашнем гонении одни прославились, а другие посрамились и совсем потерялись.

3) К последним - слово сожаления, обличения и устрашения последствиями.

1) Болел я, и молитвами вашими оздоровел опять. Но доколе будем мы опять таким образом возвращаться к здравию? - Придет всеконечно смертный час, когда не будет иметь места это возвращение; придет и отдалит меня от вас и перешлет отсюда во иную сторону. Однако поэтому вам не следует помышлять о сиротстве: ибо не ложен сказавший: не оставлю вас сирых (Ин.14:8), - и: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф.28:20). Кроме того, - увидим друг друга в день оный; но - когда бы можно было сказать: в радости неизреченной и в жизни нескончаемой! - А что перестрадал я во время болезни, знаете; как, будучи схвачен ознобом, подвергся я нестерпимому трясению, как скоро потом был объят палящим жаром целый день. - Страдая так, я подумал тогда в себе самом, - не так ли и в будущем веке от мук в тартаре будут переводить в геенну огненную, так что двум, или и больше того, мукам будет повинен бедный человек? Но одной или двум подвергнется кто там мукам; из здешних страданий можно заключать, сколь нестерпим гнев Божий на грешников, и от сего объявшись страхом и трепетом, принять решение всячески попещись не впасть в нестерпимые оные муки.

2) Вот и настоящее гонение для одних послужило поводом к проявлению добродетели, и они просияли яко же светила в мире, слово животное придержаще, в похвалу мне, если можно так сказать, в день Христов (Флп.2:15.16). Сколько добра они сделали? И какого усовершения достигли? Что и себя самих спасли и спасают, став опытными чрез подъятие искушений и очистившись, как злато в горниле, чрез перегорение в огне скорбей и страданий, - и других привлекают к тому же, явясь таким образом спасителями многих и своих, и чужих. Для других же, впрочем очень немногих, гонение было поводом к делам злым, по причине их самопроизвольной жизни, не стесняемой законом послушания и оставляющей им свободу совершать свои стыдения. Почему очень уместно сказать, о них словами Писания: потемне паче сажи вид их (Иер.4:8).

3) К таковым и я возопию: сыны беззаконные, вы оставили Господа, изменили законы монашеского жития, право ступать не умеете, но как хромые шатаетесь туда и сюда; отстали вы от спутников своих и стали женолюбивы; иные из вас живут одни; другие же рабов нанимают, и даже в торги пускаются, побуждаемые сребролюбием. Не страшит вас ни кара пророческая, ни угроза Апостольская, ни увещания моего смирения. Один же из таковых, пленившись красотою, поползнулся на хищение, и даже на отречение от Бога. - Что делаешь ты, несчастный сын погибели? - Сколько раз пел ты: камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бегу? (Пс.138:7), или увлекшись совсем хочешь ты сдружиться со змием, прельстившим Еву и вместе с нею изгнавшим из рая праотца нашего Адама? Не думаешь ли еще отрещись от Христа, с коим сочетался чрез обет девства и сочетаться с грехом, чрез который смерть вошла в мир? Не слышишь разве, что вопиет Евангелие о действующих сим образом: червь их не умирает и огнь не угасает (Мк.9:44)? Не внемлешь тому, что говорит Апостол: блудником и прелюбодеем судить Бог (Евр.13:4)? Что приобретаешь ты чрез совершение греха? Не мрак ли и пронзение сердца, как мечем? Не низвержение ли в глубину отчаяния? Не самого ли, прельстившего тебя сатану, который теперь понуждает тебя ухватиться за петлю, как некогда Иуду? Отрезвись, омраченне; беги от сети смертной, погибельне; не давай себе запутаться в пленке адской, чтоб потом здесь жить жизнью Каина, стеня, трясясь и бегая всякого знакомого лица, и в будущем веке быть осуждену в геенну огненную; когда приидет Господь прославитися во святых своих, и дивен быти во всех (2Сол.1:10), верно ходивших по заповедям Его, - им воздавая достойные награды, а противоположных им отсылая в уготованные им нескончаемые муки.

Слово 252

1) Богоявление приводит на ум величие благ от пришествия Господня на землю во плоти.