Подвижнические монахам наставления

Ибо вообразим себе, коль великое и неизъяснимое это есть таинство! - Открыто видящий советы сердечные, Господь, и ведущий всякое помышление человеческое, - Сей самый ведется в совет, где присуждают Его к смерти; носящий всяческая глаголом силы своея (Евр.1:3), Сей самый предается в руки человеков грешников; связующий воду в облаках и благовременно орошающий ею землю, Сей самый ведется связанным; измеривший небо пядею, и всю землю горстию и поставивший горы в мериле (Ис.40:12), - Сей самый ударяется рукою раба; украсивший землю разнообразными цветами, Сей самый венцом из терния венчается в посрамление; насадивший древо жизни посреди рая, - Сей самый пригвождается на древе в поругание. О, коль страшны и преестественны сии видения.

2) Увидело сие солнце, и померкло; увидела луна, - и затмилась; почувствовала земля, - и потряслась; почувствовали камни, - и распались; вся тварь содрогнулась при виде поношений Господа. - Так стихии бездушные и бесчувственные, как бы одушевленные и чувствующие, от страха Божия и от видения видений сих, из чина своего вышли и изменились: мы ли разумом почтенные, за которых умер Христос, не сокрушимся и не восплачемся во дни сии? И не будем ли мы, после сего, бессловесных бессловеснейши и камней бесчувственнейши? Да не будет же так с нами, да не будет; но паче в изумление пришедши боголепное, и добрым изменением изменившись; прольем слезы, предадим закланию страсти, за поношения Господни воздадим перенесением поношения, за раны Его раны претерпим, - иное в деле послушания, а иное в предстоящем исповедании.

3) Не видим разве сколько во всем этом побуждений к божественной любви? Кто когда темничное понес заключение? Кто за возлюбленного отдавал себя на заклание? Но се всеблагий Бог наш не одно и не два, а бесчисленные подъял страдания за нас осужденных. Праведно, потому, блаженный Апостол, помышляя о сем и быв в сильном чувстве любви к Богу, сказал: известихся, яко ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни начала, ни силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина кая тварь возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем (Рим.8:38.39). Ибо и Бог такую возымел к нам любовь, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:16.17). В замен такой любви не имея ничего принести достойного из дел своих, святые самих себя, свои тела и кровь свою принесли, и в трудах подвижничества, и в злостраданиях поя с блаженным Давидом песнь сию: что воздам Господеви о всех яже воздаде ми? (Пс.115:12). - Таковым гласом будем и мы вопиять к Господу всегда, ненасытным расположением к Нему души работая Ему непрестанно и все более и более стремясь к лучшему, да со всеми святыми наследники будем вечных благ.

Слово 283

1) Радуюсь о ваших преуспеяниях в добром.

2) Но не останавливайтесь, а простирайтесь в предняя, подражая святым, и воодушевляясь обетованиями.

1) По желанию, я веду с вами беседу, а не по принуждению, хотя и нужда мне належит беседовать к вам. Ибо ревную о вас Божиею ревностью, хотя и грешен есмь, и радуюсь о вашем преуспеянии великою радостью. Если мне и случается нередко оскорблять вас, как было и не задолго пред сим, то и это бывает, да познаете любовь, какую имею к вам преизлиха, [потому что любящий, тщательно детоводствуя, не небрежет и о наказаниях. Который 6о есть сын, его же не наказует Отец? (Евр.12:7)], - да будете совершении и всецели, и ни в чемже лишени (Иак.1:4). Ибо исповедую, что вы послушны и благопокорливы и строго исполняете отеческие заповеди, как, может быть, никто в роде сем из состоящих в послушничестве. Говорю сие без лести, а как истинно есть. И кто так единодушен с Отцом и так последует игумену во всем, согласном с заповедями Господа, как вы, благоискусные в том и другом? Доказательством этого служат гонения, изгнания, темницы, озлобления, стояние до крови в подвиге против греха (Евр.12:4). - И сие не от вас, Божий дар, от Коего вам буди и похвала. Иные пусть имеют деньги и стяжания, монастыри и другие обеспечения, мне же довольно к доброй славе вас только иметь и вами украшаться: ибо вы радость моя и венец славы, жизнь и всякое другое добро.

2) Только прошу не отступать от доброго вашего произволения, не полагать предела добру и восхождению по степенями совершенства, но как в вещественных стяжаниях, гоняющиеся за оными сытости не находят в увеличении богатства, так вы в духовных лучшествах не переставайте простираться в предняя, до последнего своего издыхания. Ибо недостойни страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим.8:8). Не видите разве в житиях святых, с какими трудами и потами совершили они течение жизни своей? Не видите разве, с каким пролитием крови и среди каких страданий св. мученики кончили жизнь свою. Из-за чего? да Христа приобрящут. Видимая временна, невидимая же вечна (2Кор.4:18). Не хорошо ли солнце? Но и оно наконец померкнет. Не хороша ли луна? Но и она не даст света. Не хороши ли звезды? Но и они спадут. Не хорошо ли небо? Но и оно обветшает, как одежда, И все изменится, - и будет небо новое и земля новая, как написано, - и начнется неизреченно блаженная жизнь во Христе и со Христом. Таковы нам обетования. И такими-то напоминаниями будем сами себе помогать в том, чтоб сверхчувственным побеждать чувственное, Божественною любовью подавлять любовь плотскую, и, как учит Апостол, вышних искать, идеже есть Христос одесную Бога седя, горняя мудрствовать, а не земная (Кол.3:1), не валяясь в тине похотений, не утопая в блате страстей, имже кончина - погибель. Наше бо житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа (Фил.3:19.20).

Слово 284

1) Получив рану, я прибегнул к врачевству, и - се беседую с вами. - Беру отсюда урок: как только подучит кто рану греховную, спеши к врачевству покаяния.

2) Не отлагай; ибо смерть может застигнуть, а умереть не очистившись и на суд так предстать страшно.

3) Внимай себе, и не слушай врага, который учит отлагательству.

1) Опечалила вас рана ноги моей, и праведно. Ибо вы сочувствуете мне и в радости и в печали, как братолюбцы и отцелюбцы. Я же отсюда беру и предмет для поучения вам. Каким же это образом? Когда по грехам моим получил я рану, потребовались тотчас врачевство и соответственный покой; почему в продолжении трех дней я не мог иметь сношения с вами. Когда же теперь, по милости Божией, болезнь уврачевана, я опять с вами, - и се, беседую к вам. - Так бывает и при душевных поранениях. - Получил кто рану в сердце от видения или слышания? Или увлекся помыслом бесовским и загорелся похотью злою, гневом, яростью, ненавистью, завистью, противоречием, преслушанием, или другою какою пагубною страстью? - Тотчас должен приступить к врачеванию, т.е. к покаянию, сокрушению, плачу, воздыханию и болезнованию сердечному, и другим врачевствам покаяния, и, уврачевавшись достодолжно, войти опять в прежнее благонастроение. Если же не будет так сделано, то у нас пойдут грех на грех и рана на рану, страсть сделается неизлечимою, и мы заболим грехом к смерти.

2) Но да не будет так у нас с вами, братия мои.