Подвижнические монахам наставления

2) Только прошу не отступать от доброго вашего произволения, не полагать предела добру и восхождению по степенями совершенства, но как в вещественных стяжаниях, гоняющиеся за оными сытости не находят в увеличении богатства, так вы в духовных лучшествах не переставайте простираться в предняя, до последнего своего издыхания. Ибо недостойни страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим.8:8). Не видите разве в житиях святых, с какими трудами и потами совершили они течение жизни своей? Не видите разве, с каким пролитием крови и среди каких страданий св. мученики кончили жизнь свою. Из-за чего? да Христа приобрящут. Видимая временна, невидимая же вечна (2Кор.4:18). Не хорошо ли солнце? Но и оно наконец померкнет. Не хороша ли луна? Но и она не даст света. Не хороши ли звезды? Но и они спадут. Не хорошо ли небо? Но и оно обветшает, как одежда, И все изменится, - и будет небо новое и земля новая, как написано, - и начнется неизреченно блаженная жизнь во Христе и со Христом. Таковы нам обетования. И такими-то напоминаниями будем сами себе помогать в том, чтоб сверхчувственным побеждать чувственное, Божественною любовью подавлять любовь плотскую, и, как учит Апостол, вышних искать, идеже есть Христос одесную Бога седя, горняя мудрствовать, а не земная (Кол.3:1), не валяясь в тине похотений, не утопая в блате страстей, имже кончина - погибель. Наше бо житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа (Фил.3:19.20).

Слово 284

1) Получив рану, я прибегнул к врачевству, и - се беседую с вами. - Беру отсюда урок: как только подучит кто рану греховную, спеши к врачевству покаяния.

2) Не отлагай; ибо смерть может застигнуть, а умереть не очистившись и на суд так предстать страшно.

3) Внимай себе, и не слушай врага, который учит отлагательству.

1) Опечалила вас рана ноги моей, и праведно. Ибо вы сочувствуете мне и в радости и в печали, как братолюбцы и отцелюбцы. Я же отсюда беру и предмет для поучения вам. Каким же это образом? Когда по грехам моим получил я рану, потребовались тотчас врачевство и соответственный покой; почему в продолжении трех дней я не мог иметь сношения с вами. Когда же теперь, по милости Божией, болезнь уврачевана, я опять с вами, - и се, беседую к вам. - Так бывает и при душевных поранениях. - Получил кто рану в сердце от видения или слышания? Или увлекся помыслом бесовским и загорелся похотью злою, гневом, яростью, ненавистью, завистью, противоречием, преслушанием, или другою какою пагубною страстью? - Тотчас должен приступить к врачеванию, т.е. к покаянию, сокрушению, плачу, воздыханию и болезнованию сердечному, и другим врачевствам покаяния, и, уврачевавшись достодолжно, войти опять в прежнее благонастроение. Если же не будет так сделано, то у нас пойдут грех на грех и рана на рану, страсть сделается неизлечимою, и мы заболим грехом к смерти.

2) Но да не будет так у нас с вами, братия мои.

Ибо, как говорит Апостол, живо слово Божие, и действенно, и острейше всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным, и несть тварь неявлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очима Его: к Нему же нам слово (Евр.4:12.13). И аще праведник едва спасется, нечестивый и грешный где явится? (1Пет.4:18). Если Даниил Пророк, увидев в видении Суд Божий, пришел в ужас и изумление, что постраждем мы, когда самым делом приидем на судище сие? Река огненная, говорит, течаше исходящи пред Ним: тысячи тысяча служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему: судище седе, и книги отверзошася (Дан.7:10). Когда будет сие, кто устоит и кто сохранить дерзновение? Никто, кроме имеющего веру правую и добрые дела и кроме стяжавшего мужество, правду, и целомудрие, сына послушания.

3) Посему внимать себе надлежит со всяким хранением, и всякий час со страхом ожидать исхода. И не укроется человекоубийственный враг наш, окрадающий нас, который всегда наущает настоящее время проводить в беспечности и нерадении, действование же по заповедям отлагать на будущее. Таков змий сей, прельщающий нас привлекательными видами греха. Но будем всегда отталкивать его и обращать вспять силою Божиею. Для чего и я смиренный в настоящий час обращаюсь к вам с словом, чтоб, хоть пять слов услышав из уст моих, вы утешились и соутешились взаимно предложенным вам напоминанием. Ибо напоминание благо тем, что всегда обновляет душу. И делая сие по подражанию отцам нашим, я знаю и уверен, что мы преуспеем в содевании спасения своего, Бога умилостивим и царствие Его улучить сподобимся.

Слово 285

1) Приглашает благодарить Бога, что и на чужой стороне ущедряет их всяким довольством.

2) А чтоб не лишиться такой милости, убеждает не оскудевать в ревности угождать Богу, равно как в вере и уповании.

1) Благодарить должны мы Господа за делаемые Им для нас благодеяния, особенно в нашем пребывании на чужой стороне, что мы, и находясь в изгнании, проводим жизнь, как в монастыре, и не только свои удовлетворяем потребности, но довольствуем и приходящих к нам.

При этом что другое можем мы сказать, кроме как, что воистину неложен изрекший обетование: ищите прежде царствия Божия и правды его; и сия вся приложатся вам? (Мф.6:33). - И действительно приложилось нам от плода пшеницы вина и елея (Пс.4:8) и других потреб, - все сверх ожидания; так что и сил не имеем достойный отрыгнуть глас к возблагодарению благости Божией. Если и бываем немного стесняемы и обременяемы такими приемами; то посмотри, какая и награда? - и какая хвала за то восходит к Богу? - Сами настоятельствующие над монастырями дивятся, что чего им недостало сил делать, то нам дал Бог совершать. Для чего? Да сила Божия познается в сем, по вере и упованию нашему. И мне кажется, что совершающееся теперь у нас очень похоже на то, что было во время пребывания Израиля в пустыни. Четвертый год ныне, как мы не сеем, не жнем, и Бог во все сие время доставлял нам пищу телесную не оскудевавшую. Не манну дождил Он нам с неба, но отверзал для нас житницы имевших с излишком, что потребно для напитания алчущих. Не воду источал из камня, но истощал для нас винные сосуды благочестивых их же руками. И многим другим ущедрял Он нас, о чем неудобно теперь говорить. Не дивно ли сие, не изумительно ли, не прехвально ли? - Скажу нечто и другое словом Апостольским, что мы, яко нищи, а многих богатим, яко ничтоже имуще, а вся содержим (2Кор.6:10).