Praise of the Mother of God

О силе благодатной помощи Богоматери христианам

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, в житии преподобного Моисея Мурина повествуется, что когда сей святой вступил в монастырь, он, несмотря на великие подвиги самоумерщвления, измождения своей плоти, был сильно обуреваем нечистыми помыслами Это приводило подвижника в великое смущение и уныние, так что он собирался выйти из монастыря в мир. Находясь в такой телесной брани, Моисей пошел к прозорливому старцу Исидору и ему поведал свою скорбь и намерение. Старец взял Преподобного за руку, возвел его на крышу своего жилища и сказал ему: "Посмотри на запад". Он посмотрел и увидел великое множество демонов, суетившихся и готовившихся на борьбу. Затем Исидор сказал: "Посмотри на восток". Моисей взглянул, и взору его предстали полки светлых, лучезарных Ангелов (их было гораздо больше, нежели врагов-демонов), которые также готовились к борьбе, ибо по милости Божией эти добрые Ангелы посылались и посылаются от Бога в помощь подвижникам добродетели. Узрев это видение и получив от святого Старца наставления, как вести свою брань, преподобный Моисей, воодушевленный, возвратился снова к себе в келию и, превозмогая вражеские искушения, стал увереннее совершать свое спасение. Подобные искушения встречает на пути своем и каждый христианин. И если бы не воодушевляла нас надежда на силу Небесного Воинства, на молитвы святых, и особенно - Преблагословенной Девы Богородицы, то мы давно бы пали безвозвратно. Но святая надежда на небесную помощь ободряет нас, вливает в нас силы к великодушному перенесению всех скорбей. В тяжелых обстоятельствах жизни мы не падаем духом и не впадаем в безнадежие, веруя, что имеем на небесах милостивого Отца - Бога, преблагую Мать - Царицу Небесную и всесильных заступников - всех святых, которые являются нашими старшими братьями и помощниками. Поэтому сердце христианина всегда должно быть спокойным и благодушным в скорбях, непоколебимым в твердом своем уповании на Господа. Милосердный Господь по неизреченной любви к нам, для нашего утешения и спасения, во времена новозаветные дал людям единую Помощницу и Заступницу и усыновил нас Ей, соделав Ее Матерью всему роду человеческому, подобно тому, как в Ветхом Завете Ева являлась праматерью всем живущим на земле. И потому Святейшая Дева Мария и является, и именуется Матерью в двух смыслах: во-первых, как Матерь Бога, и, во-вторых, как Матерь всех христиан. Она - Матерь Божия по естественному рождению, ибо воистину родила от Cвоего нетленного чрева Сына Божия, Который в Ее плоти соединил Божеское естество с человеческим в одно целое, в одну ипостась. Она - Матерь всех христиан по благодатному усыновлению, потому что все мы словом Божиим названы братьями Иисуса Христа (Евр. 2, 1-12) и Он, как говорит апостол Павел, пребывает посреди нас как Первородный между многими братьями (Рим. 8, 29); следовательно, мы - сыны Богородицы. Как Матерь Божия, по материнскому достоинству, Пресвятая Дева имеет у Бога такую благодать и такую честь, какие прилично иметь матери у сына. С другой стороны, как Матерь христиан, в силу материнской любви, Она оказывает христианам такую милость, какую мать оказывает своим детям. Но благодать, которую имеет Пресвятая Дева от Господа, должна соответствовать достоинству Матери Бога, а как это достоинство беспредельно, стало быть, и благодать, которую Она получает, беспредельна. Равным образом и милость, которую Царица Небесная оказывает христианам, должна соответствовать любви матери к детям, и как любовь эта беспредельна, так беспредельна и милость, оказываемая Ею. И потому, имея в виду, с одной стороны, беспредельную Ее благодать и, с другой,- беспредельную любовь, должно признать, что Пресвятая Дева есть неисчерпаемое море благодатных даров. Как Матерь Божия, Она более всех святых и всех Ангелов имеет дерзновение у Бога, Сына Своего; а как Матерь христиан, Она больше, чем все святые и Ангелы, оказывает нам, Своим детям, благодеяний. Известен такой исторический пример. Из древнего Рима жителями был несправедливо изгнан Кориолан, благороднейший патриций и мужественный полководец. Озлобившись, он призвал войско и пошел против неблагодарного отечества войной. Он побеждает и победителем приближается к Риму, его войска окружают город, осаждают и стесняют, и он сам первый восходит на крепостные стены, держа в руке меч, дыша угрозою и убийством, готовясь сжечь столицу империи до основания и истребить жителей ее мечом, кровью их утолить свой справедливый гнев и загладить обиду, незаслуженно ему причиненную. Тогда римляне сознаются в своей ошибке, раскаиваются в несправедливом поступке, смущаются от страха и стыда и собираются на совет - что им предпринять - и ничего более не находят, как только пойти и упасть к ногам сего мужа, прося прощения и смягчения гнева. Итак, пошли они: впереди сенаторы, за ними сановники, а затем и простой народ, жены с детьми - все со слезами на глазах и глубоким унынием на лице. Что же Кориолан? Он стоит неумолимый, не преклоняется на просьбы, не смягчается от их слез; наоборот, он ожесточается все больше, хочет дать знак к битве, к убийству и всегубительству. Но вот увидел он в толпе опечаленное лицо почтенной женщины Бетурии - матери своей, вспомнил ее нежную материнскую любовь; увидел ее, и в то же мгновение взор его просветлел, гнев утих, меч опустился и выпал из рук. Он останавливает наступление, примиряется с гражданами, входит в родной город не как враг, а как друг. Таким образом, присутствие одной матери оказалось важнее, чем прошения бесчисленной толпы народа, ибо воистину нет для сына ничего приятнее имени матери и нет ничего сильнее, чем слезы и моления ее. Теперь посмотрим на себя и применим эту повесть к своей жизни. Мы, хотя и христиане, но подвержены грехопадениям и грешим на всякий день, час и даже минуту. Совесть обличает в этом каждого из нас. Очень часто наша жизнь представляет сплошной и непрерывный ряд самых тяжких грехов и беззаконий. Сколько нечистого в наших помышлениях, сколько срамословия на нашем языке и сколько лукавства в наших деяниях! И все это видит Господь, видит и терпит. Однако когда мы, нераскаянные и упорные во зле, продолжаем бесстрашно оскорблять Божественную правду, возбуждая день за днем Его праведный гнев и вовсе не помышляя об обращении, то настает время, когда Он уже не терпит нас более, но вооружившись мечом и стрелами Своего ужасного и неутолимого гнева, как страшный воин восстает на нас и угрожает совершенным истреблением, смертью и вечным мучением. Род неверный и развращенный! доколе буду с вами? - говорил Господь иудеям (Мф. 17, 17). По своим грехам и мы уподобляемся иудейскому народу, и к нам эти страшные слова применимы. Род неверный - не потому, что не имеем веры вообще, но потому, что не имеем дел веры, утеряли страх Божий, попрали Божий закон, удалились от любви Господней, совратились в свои похотения. "Доколе буду с вами - в Моей Церкви и таинствах? Доколе буду терпеть вас? Доколе Я буду поддерживать и хранить вас Своею кротостью и долготерпением? До каких пор?" - с этими словами Господь оружие Свое очистит, лук Свой напряже и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя (Пс. 7, 13-14). И кто стерпит стрел Божиих? Куда мы, несчастные грешники, убежим от такого негодования и гнева Сына Божия? Для нас один исход - покаяться и обратиться к посредству священников, которые здесь, на земле, в Церкви, и к ходатайству святых, которые в раю. И вот, представим себе, что все священники и монахи, и архиереи совершают на земле моление; более того - все святые в раю: и Пророки, и Апостолы, и мученики с преподобными возносят молитвы к Престолу Божию и просят о нашем помиловании. Величественна картина такого ходатайства! Но неизмеримо больше его одно лишь единственное слово Богоматери. Когда обратится Страшный Судия и увидит лицо Матери Своей, этой святейшей и сладчайшей Матери, которая умоляет Его, Он тотчас же станет приветлив, кроток, мирен, отложит меч и лук Своего Божественного гнева и покажет нам Свое снисхождение и любовь: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки (Богородичен 6-го часа). Прочие святые умоляют Господа как рабы, Она же - как Матерь Божия умоляет Сына, Которого родила, вскормила и воспитала, Которого всей Своею любовью возлюбила. Все святые ходатайствуют за нас как за братьев, а Пресвятая Дева - как за детей! Вот из этого и поймите, насколько важно для нас молитвенное обращение к Богоматери, какую милость и помощь оказывает Она нам. И какое же благоговение и почитание должны оказывать Ей мы, христиане! Она и Матерь Божия, и Матерь наша. Как нашу Матерь, должны мы Ее чтить и благоговейно относиться к Ней, потому что это - естественная обязанность наша, утвержденная законом Божиим; с другой стороны, как Матерь Божию, мы должны чтить Ее еще больше и еще больше благоговеть пред Ней, ибо Ее как Матерь Владыки небес и земли, чтят со благоговением сами святые и даже Ангелы и Архангелы. Кто не чтит и не уважает своей матери, тот недостоин названия человека; кто не чтит Богородицу и не благоговеет пред Ней, недостоин звания христианина. О том, как Правосудие Божие карает хулителей и оскорбителей имени Царицы Небесной, повествует нам сказание о Калужской иконе Ее, празднование в честь которой мы совершали сегодня. В семи верстах от города Калуги, в селе Тинькове, в доме боярина Хитрова проживали две девушки-служанки. Однажды случилось им подняться на чердак, где лежали разные старые вещи. Одна из этих девиц, по имени Евдокия, легкомысленная и дерзкая, много смеялась и говорила непристойные слова; другая, напротив, унимала и удерживала свою подругу от бесчинства. И вот, разбирая вещи, эта благочестивая девушка нашла свиток сурового полотна. Развернув его, она увидела живописное изображение Женщины в темном, как бы монашеском одеянии, с благоговейным и умиленным лицом читающей книгу. Указывая на Игуменью (так назвала девушка Женщину, изображенную на полотне), она стала с еще большей силой сдерживать Евдокию от дерзких слов, однако та не только не унялась, но и плюнула на изображение со словами: "Вот как я боюсь твоей Игуменьи!" В то же мгновение она внезапно, как бы чем-то пораженная, упала без чувств; руки и ноги ее скорчились, все тело ее пришло в совершенное расслабление; лишилась она и зрения, и языка. Испуганная подруга поспешила известить о сем своего господина. Евдокию нашли чуть дышащую, с пеной на губах, перенесли в комнату и положили под святые иконы в ожидании ее смерти. Однако случилось чудо. В наступившую ночь ее родителям явилась во сне Богоматерь и сказала: "Дочь ваша своим дерзким поступком в лице изображенной на полотне Женщины оскорбила не инокиню, но Меня, потому что изображение, ею поруганное, есть Мой образ, через который по воле Сына Моего и Бога Я буду ходатайствовать за город ваш. Утром объявите о сем священникам и вместе с ними, помолившись перед поруганной иконой Моей, окропите расслабленную святой водой, и она получит исцеление". Наутро, как только совершено было молебствие, больная действительно исцелилась и с тех пор исправила свою жизнь. Икона же была вставлена в оклад и помещена в дом боярина. Вскоре после этого от нее же получил исцеление от долговременной глухоты другой служитель этого дома по имени Прохор. Затем единственная дочь боярина девица Евдокия тяжко заболела. Надежды на ее выздоровление, казалось, не было никакой. Но и здесь Матерь Божия явила Свою милость. В сонном видении повелела Она больной молиться Ей пред новоявленным образом Ее. Исполнив это, Евдокия тут же исцелилась. После того боярин уже не осмелился более держать икону у себя, но перенес ее в приходскую церковь в селе Калужке. И там она также прославилась многими чудесами. Так, один житель Калуги по фамилии Петелин, тело которого было расслаблено, принесен был в эту церковь на одре. Но после молебна перед иконой он стал креститься, затем сел и наконец стал на ноги. Через несколько времени здоровье его совершенно поправилось. В благодарность за свое исцеление он украсил икону серебряным окладом. Однако, кроме благодеяний частным лицам, чудотворная икона Богоматери явила свою благодатную помощь и силу и в спасении целого города - Калуги, как и было то предсказано Царицей Небесной еще прежде. Когда в 1771 году в Калуге свирепствовала моровая язва, то по просьбе жителей Ее прославившаяся чудесами икона принесена была в город. В течение трех дней перед ней молились, совершая вокруг города крестные ходы. И молитва жителей была услышана: свирепствовавшая эпидемия миновала. В память этого чудесного спасения и установлено 2 сентября ежегодное празднование в честь Калужской иконы. Так же, благодаря заступлению Богоматери, во время нашествия французов в 1812 году город был чудесно спасен от иноплеменников. Многие благочестивые жители видели тогда икону Богоматери стоящей на воздухе и окруженной Небесными Силами - в это-то самое время русские и побеждали врагов. В воспоминание этого события установлено второе празднование Калужской иконе - 12 октября. Имея такие свидетельства непреложного заступления Богоматери, усугубим же свою веру к Ней и все, от малого до великого, будем в час испытаний, скорбей и болезней призывать Пресвятую Деву, чтобы иметь Ее своей Помощницей в опасностях, и Она как многомилостивая и сердобольная Матерь услышит нас и подаст руку Своей помощи, и покроет от зла. К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная! Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго, радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором. Аминь. 1961 г.Неделя 15-я по Пятидесятнице

О чудесных явлениях Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Радуйся, верных Господеви сочетавшая,- прославляет Церковь Богоматерь, возлагая на Нее все упование свое как на Посредницу нашего спасения и соединения с Богом, таинственного обручения с Небесным Женихом. И сколько уже святых душ под благодатным всемощным покровом Богородицы сочеталось со Христом, вошло в чертог небесный и ныне блаженствует и ликует в райских обителях! Им, этим избранникам Божией Матери, нет числа. Они возложили на Царицу Небесную всю надежду свою, прибегали к Ней во всякое время с молитвами и молениями своими, и Она их оправдала и спасла. С Нею они переплыли море искушений и достигли тихой пристани в вечных небесных кровех. Воспоминаемые нами события, происходившие с отдельными христианами и с отдельными странами и городами, совершившиеся предстательством Матери Божией, весьма утешительны для всех и всегда. Они наглядно удостоверяют нас в том, что под благотворным и спасительным попечением Божественного Провидения проходит вся наша жизнь и что Пречистая Владычица принимает самое живое участие в нашей судьбе, избавляя нас от великих бед и зол и ниспосылая нам небесное благословение и помощь. Никтоже, притекаяй к Тебе, посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению,- говорит святая Церковь. Но чтобы для нас всегда был открыт этот неиссякаемый источник всех благ духовных и телесных, чтобы нам всегда быть достойными находиться под покровительством Пресвятой Богородицы, мы должны всячески стараться сохранять и, насколько возможно, усиливать внутреннее общение с Ней. Чем теснее будет духовное общение между нами и Пресвятой Богородицей, чем сильнее будет внутренняя наша связь с Ней, тем больше и чаще мы будем пользоваться Ее покровительством и получать от Нее великие милости. Для укрепления этой внутренней нашей связи с Царицей Небесной необходимы частые молитвенные обращения к Ней и благоговейное созерцание Ее величия, которым Она возвышается над всеми земными и небесными существами. Надо также стараться подражать Ей в Божественных добродетелях Ее - смирении, терпении, в Ее постоянном стремлении к Богу, постоянном отрешении от земли и всецелой преданности воле Божией. Нам известно из истории Церкви, что многие святые подвижники непрестанной молитвой и уподоблением Пречистой в своих душевных расположениях успевали поставлять себя в сыновнее отношение к Ней, настолько близкое, что удостаивались видимых Ее посещений и явлений. Об этих явлениях Божией Матери мы и побеседуем сегодня. Страницы Церковной истории насыщены дивными свидетельствами чрезвычайной близости Божией Матери к верующим во Христа. За двадцать веков существования на земле христианской Церкви Церковная историческая наука запечатлела массу случаев явления Богородицы подвижникам благочестия - наяву или во сне. Явления Божией Матери христианам имели целью воодушевить их на подвиги благочестия, утешить в скорбях и научить верным путям спасения. Внешний вид являвшейся наяву Богоматери был столь лучезарен, что благодатный свет, исходивший от Нее, оказывался для многих подвижников невыносимым, и они теряли способность видеть и понимать Ее. Только прикосновение к ним восстанавливало эту способность. В некоторых видениях Царица Небесная представала облаченной в царскую багряницу с золотыми крестами, главу Ее венчала золотая корона с крестом вверху. Иногда Она являлась в синей мантии поверх хитона. Реже одеянием Богоматери служила иноческая мантия; в таких случаях Она держала в руках игуменский жезл. Спутниками Ее при явлениях выступали различные святые: Иоанн Предтеча, апостол Иоанн Богослов, первоверховный апостол Петр, святитель Николай Чудотворец, преподобные Киево-Печерские, Афонские, Псковские, Новгородские, Соловецкие, Валаамские, мученики, мученицы и другие праведники, а также - сонмы Ангелов. Часы и места явлений Богоматери подвижникам также были самые разнообразные. Она являлась им во время их молитвенных предстояний - утренних, полуденных, вечерних, полуночных и после трех часов пополуночи. Местами явлений служили церкви, монастырские кельи, лесные землянки, на которых потом вырастали храмы или обители. Святой Андрей Христа ради юродивый, святой Нифонт Кипрский, Афонские преподобные Матфей и Косма открыто созерцали Божию Матерь в храме, пред их взором Она наблюдала за поведением молящихся, раздавала им благодатные дарования под видом разных монет и Сама слезно молилась о всем мире. Явного видения Пресвятой Богородицы неоднократно удостаивался наш Преподобный Серафим Саровский на протяжении своей многолетней подвижнической жизни. По сказанию его жития, 25 ноября 1825 года он, покинув затвор, вышел в Саровский лес с целью посетить свою дальнюю пустыньку. И вот, на берегу речки Саровки, у Богословского источника, старец увидел явившуюся ему Богоматерь и стоявших позади Нее на пригорке апостолов Петра и Иоанна Богослова. Божия Матерь ударила в землю Своим жезлом, и вслед за этим мгновенно забил из нее фонтаном источник светлой воды. Преподобный пал пред Богоматерью и просил Ее дать Свое благословение водам источника. И Царица Небесная милостиво обещала исполнить его прошение. Одновременно Она преподала подробные наставления относительно устройства Дивеевской обители. Она назвала по имени восемь сестер-девиц из прежней общины первоначальницы монахини Александры, дала особый устав и повелела принимать в новую общину одних только девиц. Игуменией этой обители Она обещала всегда быть Сама и назвала ее Своим "четвертым вселенским жребием на земле" (разумеется - после Иверии, Афона и Киева). В 1830 году Преподобный Серафим вновь сподобился явления Божией Матери. Об этом он сам рассказывал дивеевскому священнику отцу Василию Садовскому следующее: "Ныне,- говорил он,- Царица Небесная посетила убогого Серафима и покрыла неизъяснимой благодатью, рекши мне: "Любимиче Мой! Проси от Меня чего хочешь". И я просил, чтобы все в Серафимовой пустыни спаслись бы сироточки, и Матерь Божия обещала убогому Серафиму сию неизреченную радость". Последнее общеизвестное посещение Преподобного Серафима Богоматерью вместе с другими небожителями было ранним утром в день Благовещения в 1831 году, как удостоверяет личная свидетельница его - дивеевская монахиня Евпраксия (в миру - Евдокия). Накануне Благовещения в 1831 году она пришла к отцу Серафиму по его приглашению. Старец приветливо встретил ее со словами: "Ах, радость моя! Какая нам с тобою милость и благодать готовится от Матери Божией в настоящий праздник!" и добавил: "Повторяй, матушка, несколько раз сряду: Радуйся, Невесто Неневестная! Аллилуйя!" Евдокия начала плакать, высказывая свое недостоинство, но Преподобный, утешая ее, сказал: "Хотя ты и недостойна, но я о тебе упросил Господа и Божию Матерь". С этими словами он надел на нее свою мантию и сам начал читать акафисты: Спасителю, Божией Матери, Святителю Николаю, Иоанну Крестителю, каноны: Ангелу Хранителю и Всем святым. По прочтении канона Всем святым неожиданно послышался шум, подобный шуму леса в большой ветер. Затем раздалось пение, дверь сама собою отворилась, и келья наполнилась благоуханием и необычайным небесным светом. Старец упал на колени и, воздев руки к небу, воскликнул: "О, Преблагословенная, Пречистая Дева, Владычица Богородица!" В это время пред взором отца Серафима и дивеевской сестры открылось шествие небожителей. Впереди шли два Ангела, у каждого из них в руке было по ветви с распустившимися цветами. За ними следовала сама Царица Небесная и за Нею попарно 12 святых дев - мучениц и преподобных: Варвара, Екатерина, Фекла, Марина, Ирина, Евпраксия, Пелагея, Дорофея, Макрина, Иустина, Иулиания и Анисия. Позади шли святой Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов в белых блестящих одеждах. На Богоматери была блестящая мантия, а под мантией - зеленый хитон, препоясанный высоким поясом; поверх мантии видна была как бы епитрахиль. На главе Ее покоилась чудная корона, увенчанная крестами. Волосы Царицы Небесной, распущенные, лежали на плечах. Она, казалось, была выше всех дев. Девы же все святые были в венцах, также с распущенными волосами и одеты в одежды разного цвета. Тесная келья Преподобного стала как будто просторнее, и свет, озарявший ее, был какой-то особый, светлее и ярче света солнечного. Дивеевская сестра при виде небожителей упала замертво, и сколько продолжалась беседа старца с ними, она не знала. Только тогда пришла она в себя, когда Богоматерь, обратившись к Преподобному, вопросила: "Кто это у тебя лежит на земле?" Отец Серафим отвечал Ей с глубоким благоговением: "Это та старица, о которой я просил Тебя, Владычица,- чтобы быть ей при явлении Твоем". Тогда Пречистая подошла к Евдокии и, взяв ее за правую руку, произнесла: "Встань, девица, и не бойся нас. Такие же девы, как и ты, пришли сюда со Мною". Евдокия встала и Богоматерь вторично сказала ей: "Не убойся. Мы пришли посетить Вас". И повелела монахине подойти к небожителям и спросить их имена и о том, какова их жизнь. Ободрившись, та подошла и обратилась с этими вопросами сперва к Ангелам, а затем и ко всем святым. И все они сказали ей свои имена, свою жизнь и свои подвиги. Между тем, Богоматерь беседовала с Преподобным Серафимом и повелела ему, чтобы он возложил послушание на дивеевских сестер, добавив, что если исправят они это послушание, то "будут со Мною и с тобою, а если потеряют мудрость, то лишатся участи сих святых дев". Затем Царица Небесная сказала отцу Серафиму: "Скоро, любимиче Мой, будешь с нами" и благословила его. Простились со Старцем и все святые. Предтеча и апостол Иоанн Богослов благословили его, а девы целовались с ним по-священнически, рука в руку. Дивеевской же сестре было сказано: "Видение это даровано тебе ради молитв отцов Саровских: Серафима, Марка, Назария и Пахомия", и затем в одно мгновение светлый сонм небожителей скрылся от их очей. Продолжалось сие дивное посещение, как сказал потом сам Преподобный, четыре часа. И при этом он прибавил: "Вот какой радости мы достигли! Есть нам почему веру и надежду иметь ко Господу". Подобно Преподобному Серафиму Саровскому явления Богоматери сподоблялись Афанасий Афонский, греки - зодчие Киево-Печерской Лавры, Преподобный Сергий Радонежский и многие, многие другие. Сподоблялись видеть Матерь Божию наяву и некоторые не прославленные Церковью в лике святых подвижники, как, например, схиигумен Глинской пустыни Филарет, монах той же пустыни Досифей, оптинский схимник Иосиф и другие - всех и не перечесть. Алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев) лично слышал от тамошних крещеных инородцев, что еще за год до его приезда в Томскую губернию Пресвятая Дева наяву являлась некоторым детям алтайцев. Так, явившись одному мальчику, Она пророчески говорила: "Дитя! Пройдет год, и сюда приедет Макарий. Ты его увидишь. Он научит тебя молиться Тому Богу, Который сотворил Алтай". Мальчик спросил, какой он будет. Светлая Жена - Богоматерь - подвела его к реке Майме и показала на поверхность воды, на которой начертался образ архимандрита Макария. Спустя год действительно приехал упомянутый миссионер и в числе новообращенных алтайцев крестил и этого удостоившегося беседовать с Божией Матерью мальчика-язычника. Вот как близка к роду человеческому, а особенно к роду христианскому, Царица Небесная! Постараемся и мы как можно чаще и усерднее прибегать с молитвами к Пресвятой Деве Марии, чтобы и нам укрепить свою внутреннюю связь с Богоматерью, сподобиться сыновнего отношения к Ней. Особенно в настоящие дни Рождественского поста будем стараться помнить об этом и ревностнее молиться Матери Божией, постом и покаянием очищая свою душу от всякой нечистоты и грязи. Ибо нечистотой души являются страсти душевные: злоба, ненависть, коварство, зависть, клевета, осуждение, объядение, пьянство, сладострастие, срамословие, леность, нерадение и прочие человеческие пороки. Очищая себя от этих страстей, мы тем самым будем подражать Богоматери в Ее совершенствах и сподобимся от Нее чрез это еще больших милостей и внимания; сподобимся и с духовной радостью встретить великий, светлый праздник Рождества Христова, к которому мы с вами сейчас готовимся. Да послужат нам в этом добром деле примером наши благочестивые предки, которые и Богоматерь любили, и заповеди Божии хранили со страхом и благоговением, посты проводя с ревностью и душевной пользой, через что и праздники Господни они встречали с истинной и великой радостью духовной. Возложим все упование наше на Царицу Небесную и будем молиться Ей и дома, и в храме тепло и искренне, всегда прося Ее помощи и предстательства, укрепления нас во всех наших благих намерениях и начинаниях, чтобы творить благоугодное Господу и сподобиться доброго конца нашей скоротечной, временной жизни. К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная... Твои бо есмы раби, да не постыдимся! Аминь. 1961 г.Неделя 27-я по Пятидесятнице

О смирении Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Се бо, отныне ублажат Мя вси роди: яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его (Лк. 1, 48-49),- отвечала Пресвятая Богородица на приветствие праведной Елисаветы, и длинный ряд веков, протекших с того момента, как были изречены эти слова, служит подтверждением непреложности их. Имя Божией Матери чтится и прославляется всеми христианами. Предызбрание Ее для великого таинства воплощения Сына Божия, чистота и высокая святость жизни, служение домостроительству Божию о спасении людей, предстательство пред Престолом Божиим о всем мире и непрерывный ряд благодеяний требующим Ее помощи - вот лучи несравненной славы, принадлежащей Божией Матери. Все, что относится к славе Пресвятой Богородицы, как общей Матери всех христиан, должно быть дорого для сердца каждого верующего. Вот почему, в искреннем благоговении ко Пресвятой Деве, мы и в этом году начинаем круг еженедельных поучений по пятницам в честь и славу Пречистой Девы Марии. Все церковные писатели говорят, что никто из живущих на земле не имел такой любви к Богу, какой обладала Пресвятая Дева. Любовь Ее к Богу была соединена со смирением, за что Она и удостоилась стать Матерью Сына Божия. Научиться смирению должен каждый из обитателей земных - смирения не было у нашего праотца Адама, не послушавшего и прогневавшего Бога. Но не одно смирение нужно Господу. Тот, кому необходимо смиряться, то есть ломать свою непокорную волю, желающую не того, чего хочет Бог, еще не знает тайны любви. Он еще вне Бога, не ходит в Боге. Совершенный человек не знает смирения как насилия над собой: его смирение есть любовь. Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38), - это голос человека, не имеющего своей воли и своей жизни, это выражение радости Той, Которая не знает ничего, кроме счастья принадлежать любимому и любящему Господу. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей (Лк. 1, 46-48). Тот, кто любит Бога, как бы не имеет своих слов. Его слово свято, оно основано на слове Божием и потому более совершенно, нежели слово человеческое. Мы дорожим своими словами, своей свободой, верно зная, что за каждое свое слово мы дадим ответ Богу. Иное мы видим в Пресвятой Деве Марии. Она говорила святые слова или молчала и сохраняла слова, слышанные Ею, в сердце Своем. Она не пришла в мир проповедовать, как Ее Сын; любовь к Богу в большее время жизни делает Ее почти невидимой. Все мирское проходит через Нее, но Она ни на чем внешнем, земном не останавливает Своих взоров. Пресвятая Дева Мария в жизни говорит только самое необходимое, даже меньше, чем необходимое. Слова Ее всегда краткие, скромные, привлекающие внимание не к Ней, а к Ее Сыну. Через двенадцать лет после Благовещения слышим мы Ее кроткий и тихий голос в обращении к Отроку - Сыну Своему, когда Он остался в Иерусалиме и они с праведным Иосифом Обручником долго Его искали: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя (Лк. 2, 48). Но этот тихий голос немедленно гаснет при ответе, данном Ей Сыном: Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему (Лк. 2, 49). Еще раз мы видим Богородицу, скромно дожидающуюся у дверей дома, где Господь проповедует слово Божие. Но и тут Она после кажущегося суровым ответа: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?... Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его (Мф. 12, 48; Лк. 8, 21),- как бы исчезает, уходит из поля нашего внимания. Пресвятая Дева любила Бога и людей. Потому что любить Бога - значит любить людей и сочувствовать им. Невидимо людской стон доходил до Ее сердца; не только стон, но и малейшую жалобу человеческую слышала Она. Об этом можно судить из того, что рассказано о браке в Кане Галилейской. Именно здесь мы познаем, какое было сердце у Родившей Иисуса Христа. Оно раскрывается перед нами как чудо. Если читать поверхностно, то наше внимание в этом месте Евангелия сосредотачивается на воде, сделавшейся вином. Но если вдуматься глубже, то мы увидим, что на этом браке раскрывается тайна отношений между Богородицей и Господом и Ее будущее предстательство пред Престолом Сына Своего. Инициатива милосердия принадлежит Ей. Она замечает, что на пире недостает вина: вина нет у них (Ин. 2, 3). В этих кратких словах выражена просьба Ее. Однако Христос медлит: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой (Ин. 2, 4). Но Она настаивает. Сама девственница, Пресвятая Дева заботится о свадебном веселии. Затем жалоба сердца Ее находит выражение в молящем взгляде, и с этим взглядом Сын Ее соглашается. Тогда Пречистая с радостью говорит слугам: что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2, 5)! Она умолила Его; как тогда, так и теперь Она все слышит, все видит, всему сострадает. И еще раз, последний в Евангелии, мы видим Богородицу стоящей у Креста, на котором распят Ее Сын. Господь, обращаясь к Иоанну, говорит: се, Матерь твоя (Ин. 19, 27)! Но и тут мы тотчас забываем о Ней, в страхе созерцая Распятого за наши грехи Господа. А Она, Непорочная, в это время стоит у Креста с оружием, которое неоднократно проходило Ее душу. Ничем, нигде не выражает Пресвятая Дева Своих чувств, Она не плачет, не восторгается, как другие жен!ы. Святая Дева была так скромна, так все скрывала в Себе, что и Евангелисты не находили, что сказать о Ней. Читая Евангелие, даже трудно представить себе Ее земное существование, трудно найти Ее в жизни. И при жизни Сына Своего Она была в глубокой тени, и по Вознесении Его осталась в неизвестности. Однако теперь мы знаем, что жизнь Богородицы была лучшая из всех, какие только были на земле. После славного Успения Господь прославил Ее. Токи чудес источаются по милости Пречистой Девы Марии всем, призывающим Ее в молитвах. Как любящая, как милосердная Мать, являет Царица Небесная Свое попечение о Церкви Христовой, о всех верующих. Сколько примеров находим мы в житиях святых, в Церковной истории, когда Она Сама являлась людям - во сне, наяву, Сама указывала им путь ко спасению, видимым образом брала под Свой покров, оказывала Свою всесильную помощь! Один богослов говорит: "Бог любит нас безмерно, ибо умер за нас на Кресте, но у Него в сердце есть и справедливость - как у Бога. А у Матери Божией - одно только милосердие". Сердце Девы так нежно, что если объединить сердца всех матерей, то это будет лишь кусок льда по сравнению с сердцем Матери Божией. Наш долг - чтить Ее и прибегать к Ней за помощью, как это делали наши предки. Помолимся Ей сегодня и мы и воззовем словами церковного песнопения: Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся! Аминь. 1962 г.

Божия Матерь - стена и ограждение всех верных

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры! Собираясь всегда по пятницам в храм Господень и совершая совместное прославление Матери Божией, мы этим самым привлекаем к себе милость Царицы Небесной и подтверждаем непреложность Ее проречения: Се бо, отныне ублажат Мя вси роди (Лк. 1, 48). Святая Церковь Христова в ответ на это проречение возносит Божией Матери хвалебные гимны, воспевая: Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево? Кто ли не воспоет Твоего Пречистаго Рождества… (Догматик, глас 6), ибо из Нее произошел Избавитель мира, Солнце Правды Христос Бога наш. Через грех преслушания первые люди лишились благодати, природа их как бы помрачилась, померкло прирожденное ей светлейшее достоинство. Вследствие этого мы изгнаны из страны жизни и вместо райских наслаждений получили жизнь временную, а вместе с ней - смерть и растление нашего рода. Все стали предпочитать землю небу, и не оставалось никакой надежды на спасение, если бы только не явилась высшая помощь. Человечество, лишив себя благодатного общения с Богом, в течение пяти тысяч лет блуждало в страшной темноте, ожидая, как сбившийся темной ночью с дороги путник, солнечного восхода. Чем дальше шло время, тем все глубже нравственно падало человечество, покрываемое мраком этой духовной ночи, омрачаясь разумом и совершая непотребные, неразумные деяния и поступки. Древние Пророки, описывая нравственное состояние человечества в то время, восклицали: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их (так передает слова Пророков святой апостол Павел - Рим. 3, 10-18). Никто не знал, как исправить природу человека и возвести ее в первоначальное достоинство. Ни естественный закон, ни писанный, ни вещания посланников Божиих не в силах были уврачевать язву человеческую. Болезнь человеческого рода мог уврачевать только Тот, Кто сотворил человека и Кем все существует - Господь Бог. Но для этого надо было Богу воплотиться и прославить обесславленное в Адаме наше естество. И вот Премудрый и Милостивый Бог избирает сосуд из нашего естества, украшает его, словно великолепный храм, и Сам в него вселяется, чтобы примирить с Отцом человечество. Вот этому-то величайшему таинству соединения Слова с нашей плотию и послужила Пречистая Дева Мария, Которая вместила в Себя Невместимого и родила Искупителя мира, Спасителя и Бога, Господа Иисуса Христа. Творец Адама соделался новым Адамом, чтобы спасти древнего. Преславная Дева, избранная Богом послужить таинству воплощения Сына Божия, предуказана была еще в Ветхом Завете, и Священное Писание именует Ее многими именами, указуя на Ее добродетели и на ту радость, какую Она принесет вселенной. При внимательном чтении Писания можно найти повсюду рассеянные пророчества с указанием на Пресвятую Богородицу и, если собрать их воедино, то можно ясно понять, какую славу приняла от Бога Пречистая Дева. Патриарх Иаков указал Ее в Леторосли, от которой должен произойти его славный Потомок. Святой пророк Исаия, провидя Ее, называет Ее Садом, Девою, Книгою и, притом, запечатленною. Святой пророк Иезекииль называет Ее Вратами затворенными, обращенными на восток, которыми пройдет только один Бог. Святой пророк Даниил называет Ее Горою великою, святой пророк Аввакум - Горою приосененною, а святой пророк и псалмопевец Давид - Горою тучною, Горою усыренною, в Которую благоволил вселиться Бог. Святой пророк Захария именует Ее Златым Светильником, украшенным семью лампадами. В других местах Священного Писания Она называется Лествицею Иакова, Жезлом Аарона, Коренем Иессея, Купиною Неопалимою, Святою Трапезою, Жертвенником, Златою Кадильницею, Святая Святых, Скрижалями Завета, Херувимом Славы и многими иными именами. Через эту-то Святую Деву и принесена была в мир радость. Эта Дева соделалась Посредницей между величием Божиим и нашим ничтожеством, послужив началом светлого снисхождения Божия к людям. А после Своего преславного Успения Она, окруженная небесною славой, с ликами святых Ангелов предстала пред учениками Господними как всесильная Помощница и Молитвенница пред Престолом Сына Своего и Бога за всех, с верою и любовию к Ней прибегающих и требующих Ее помощи. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды,- взывает к Божией Матери Церковь Христова во все времена, прося Ее покрова и заступления. Она теперь соделалась надежным пристанищем для всех ищущих спасения. Святитель Димитрий Ростовский говорит: "Когда праведнейший Мздовоздаятель восхотел наказать весь мир водами потопа, тогда оставил для всех видов животных одно средство спасения - Ноев ковчег. Кто не находился в нем, погиб в водах, а все, что вошло в него к патриарху Ною, спаслось от смерти. Равным образом, Тот же нелицеприятный Судия, определив по кончине мира наказать грешных огненным потопом, дал всему человеческому роду одно надежное и спасительное прибежище - Пречистую Деву Марию, ныне над нами простирающую омофор милосердия. Всякий, притекающий под покров Ее, удобно может спастись, а не желающий прибегнуть под этот покров непременно будет погружен с диаволом в вечно-огненное озеро". Пречистую Деву Господь даровал Своей Церкви главною охраной верующих. Все земные цари для защиты своих подданных от нашествия иноплеменников строят города, ограждая их высокими стенами; так и Небесный Царь создал для Своих людей великий город, чтобы в этом городе, защищенном крепкою стеной, могли укрываться от нападений злобного демона Его рабы. Господь, утвердивший Вселенную, устроил в ней и город Церкви, Который не могут одолеть врата ада, потому что этот город утвержден на краеугольном Камне, Который есть Сам Христос Бог; точно так же и стена этого города есть Преблагословенная Дева Мария, несокрушимая никакими адскими силами. Она есть стена для христиан, ограждение от всех враг видимых и невидимых. Темные духи от Ее крепости и силы исчезают, как дым от огня; также и видимые враги от Ее могущества обращаются в бегство или смиряются, или совершенно побеждаются. Кроме всего этого, Она есть стена и от гнева Божия, ибо защищает от него молящихся Ей, удерживает Своими молитвами праведный гнев Божий и пременяет его на милость. Таково попечение и такова любовь Матери Божией к человеческому роду. По свидетельству Церковной истории, Преблагословенная Дева Мария на протяжении двадцати веков существования христианской Церкви принимает самое непосредственное участие в судьбах как ее, так и каждого верующего. Она являлась верующим наяву, являлась и во сне, давая им нравственные наставления, предуказывая будущие события, ободряя, укрепляя, утешая их. Так, например, преподобные Сергий Радонежский и Афанасий Афонский лично слышали от Нее предсказания о светлом будущем основанных ими монастырей. Преподобному Сергию Божия Матерь возвестила: "Твоя молитва об учениках и обители твоей услышана. Не скорби, потому что отныне она будет всем изобиловать. Я буду неотступно в обители твоей, сохраняя и покрывая ее". Преподобный Афанасий принял от Нее такую заповедь: "Не оставляй своего уединения. Я тебе помогу. Все нужное будет тебе даровано с изобилием. Твоя Лавра прославится между всеми обителями Афона". Некоторым подвижникам Царица Небесная указывала места для их подвигов. Преподобному Кириллу Белоезерскому Она сказала: "У Белого Озера уготовлено тебе место спасения"; преподобной Марии Египетской Владычица повелела: "Иди за Иордан, там обретешь себе покой"; также и преподобному Петру Афонскому Пресвятая Дева изрекла: "Ты успокоишься на Афонской горе". И еще: "Для свободного служения Богу нет другого более удобного места, чем гора Афон. Ее Я приняла от Сына Моего и Бога в наследие Себе. Отныне эта гора будет называться Моим садом. Много люблю Я это место. Придет время, когда оно от края и до края наполнится иноками. И если они от всей души будут работать Богу и верно сохранять Его заповеди, то великих дарований Я сподоблю их в великий день Сына Моего. Еще здесь, на земле, Я облегчу болезни и труды их. Дам им возможность при малых средствах иметь довольство в жизни, ослаблю вражескую брань против них и сделаю имя их славным по всей поднебесной". Другой афонский подвижник, преподобный Косма Зографский, ища личного пути спасения, воззвал однажды пред иконою Божией Матери: "Пресвятая Богородица, помолись Сыну Твоему, да наставит меня на путь спасения!" и тотчас услышал от образа голос Богоматери: "Сыне и Боже мой! Научи этого раба Твоего, как ему спастись". В ответ на молитву Царицы Небесной до слуха Преподобного донесся возглас Христа Спасителя: "Пусть удалится из монастыря на безмолвие". Матерь Божия заботится о христианском роде и вникает в нужды верующих даже до самого малейшего - так возлюбила Она усыновленных Ей Самим Господом христиан. Любя верующих, Она не оставляет их и без Своего заступления и благодатной помощи, для чего явила и являет на земле православному народу Свои иконы, чрез которые Сама утешает и исцеляет всех скорбящих и несчастных, с верою к Ней прибегающих. Более двухсот чудотворных Своих икон послала Она на землю страждущим людям, врачуя все болезни и изливая токи Своей милости. В числе великих святынь, которые прославлены в нашей Русской Земле, есть и чудотворная икона Божией Матери "Почаевская", память которой будет совершаться завтра, 23 июля. Эта икона прославилась многими чудесами и знамениями. В монастырских книгах записаны случаи воскрешения мертвых, избавления от внезапной смерти, от тяжких неизлечимых недугов, освобождения из плена, наказания и вразумления заблудших и множество иных чудес. Чудотворная икона эта находится в Почаевской Лавре около четырехсот лет. Однако сама гора Почаевская прославлена Божией Матерью гораздо раньше, лет шестьсот тому назад. В древние времена, в 1340 году, когда на этой горе никого не было из обитателей, на ней поселились два инока. За свою благочестивую жизнь они сподобились явления Царицы Небесной. Однажды, после молитвенного правила, один из них пожелал подняться на вершину горы. Неожиданно он увидел чудное видение: в огненном столпе на камне стояла Богоматерь. Изумленный старец поспешил возвестить об этом своему сподвижнику, и они оба смотрели на дивное чудо. Видение это узрел и третий избранник - пастух Иоанн Босой, который в то время пас скот внизу горы. Все вместе смотрели они на удивительное видение и прославляли Бога. На камне же, где стояла Пресвятая Богородица, образовался оттиск Ее правой стопы, наполненный свежей прозрачной водой, который впоследствии сделался источником врачевания болезней. Спустя около двухсот лет через те места проезжал из Константинополя митрополит Неофит; по просьбе одной благочестивой жены, Анны Гойской, он на некоторое время остановился в ее доме. Уезжая от нее, в знак благодарности за гостеприимство, Владыка оставил ей взятую им из Константинополя икону Божией Матери. Прошло немного времени, и стали замечать, что от иконы исходит какое-то необыкновенное сияние; затем от нее исцелился слепой брат Гойской - Филипп. Благоговея перед этой святыней, Анна отдала икону инокам, находившимся на Почаевской горе; на скале была построена церковь в честь Успения Божией Матери, а при ней создан монастырь, который и стал именоваться Почаевским. Так же Почаевскою стала называться и икона. Записано более шестисот чудес, совершившихся от нее. Вспомним лишь некоторые из них. Некогда один почаевский инок, плененный татарами, сильно скорбел в плену, что он находится далеко от своей обители и не может слышать красивых монастырских служб. Однажды, когда приближался праздник Успения Божией Матери, он со слезами молился Ей об избавлении его из плена. И вот, мгновенно он был восхищен Божественною силой и поставлен пред алтарем Успенского собора. В чувстве сердечного умиления принес он пред иконой Владычицы Богородицы глубокую благодарность. В другой раз турки напали на окружавшие Почаевский монастырь земли; приблизившись, они осадили обитель. Осажденные иноки и миряне, не имея надежды на свои силы, с слезною молитвой обратились к Богоматери, прося Ее защиты. С умилением и слезами взывали они пред чудотворным Ее образом: "Помилуй нас, Мати Божия! Покажи над нами древние милости Твои. Ты Заступница рода христианского; не дай погибнуть служащим Тебе". Затем, когда запели кондак Взбранной Воеводе, явилась над церковью Богоматерь с распростертым омофором, покрывая им обитель, окруженная лучезарным сиянием, со множеством Ангелов, облаченных в воинские одежды, с обнаженными мечами в руках. Это видение побудило турок усилить свой натиск, и некоторые из них стали даже пускать стрелы в Божию Матерь и небесных воинов, но стрелы возвращались обратно и ранили их самих. Тогда в стане турок произошло смятение, и объял их страх, ибо они видели, что небесные воины гонятся за ними; побросав оружие, турки обратились в бегство, не причинив обители никакого вреда. Так чудесно был спасен монастырь заступлением Божией Матери. Произошло это в 1675 году. Также пришла как-то в Почаевскую Лавру со своей бабушкой девятилетняя девочка, которая от рождения была слепа. И когда, помолившись перед чудотворной иконой, омыла она свои глаза водой из стопы Божией Матери, то тотчас же прозрела. Возлюбленные во Христе братия и сестры, все эти примеры свидетельствуют о том, что Богоматерь безмерно любит к Ней прибегающих и надеющихся на Ее помощь. Наш христианский долг - чтить и прославлять Богоматерь и всегда Ее благодарить за Ее великие щедроты и милости, оказанные нам и всему роду человеческому. Мы с вами должны быть особенно благодарны Божией Матери за то, что до сего времени сохраняемся Ею и ныне сподобились чести пребывать на церковной молитве в том храме, где ступали святые стопы Царицы Небесной и где покоятся мощи угодника Божия Преподобного Сергия. Будем же чтить Пресвятую Деву и всегда прибегать к Ней со своими скорбями, и славословить Ее, воспевая: Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго, радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором. Аминь. 1962 г.

Объяснение Богородичного Евангелия и приготовление к Рождеству Христову

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево? Кто ли не воспоет Твоего Пречистаго Рождества… Этот церковный гимн в похвалу Богоматери мы с вами, дорогие, часто слышим за церковным Богослужением. Какое радостное, утешительное для души назидание получаем мы при воспоминании о Богоматери! Вся Ее жизнь - от самого рождения до последних дней на земле, до славного Ее Успения - полна чудесности, таинственности и отмечена знаками особого избранничества Божия. Рождается Она чудесным образом от престарелых и бесплодных родителей, праведных Иоакима и Анны, после их слезных молитв к Богу о даровании им чада. Едва только Ей минуло три годика, как Ее приводят в храм Божий, где Она в постоянном общении с Богом воспитывается в религиозной атмосфере, чтобы приготовить, соделать Себя достойной зачать и родить Бога Слова. И лишь возросла Она до совершеннолетия, как чрез Нее открывается всему миру тайна Божественная, от века сокрытая. С небесных кругов слетает в Назарет к Деве Марии Архангел Божий Гавриил и возвещает Ей зачатие и рождение от Нее Спасителя Мира, Господа нашего Иисуса Христа. Обрадованная неизреченной небесной радостью, Она спешит к Своей родственнице, праведной Елисавете, как слышали вы это из только что прочитанного Евангелия: Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету (Лк. 1, 39). Святые Отцы объясняют, что целью посещения Пресвятой Девой праведной Елисаветы было освящение Предтечи, еще сущего во утробе, исполнение его Духом Святым. "Но не погрешим,- говорят другие толкователи,- если предположим и другую причину". Получив от Архангела предивную весть, Пречистая не могла не поделиться с кем-нибудь Своей радостью; ближе всего к Ней в то время был праведный Иосиф, но Она, чтобы не смутить его, не решилась открыть ему Божественную тайну, а пожелала разделить Свое ликование с праведной Елисаветой, для чего и отправилась в нагорную страну, в город Иудин. Для того, чтобы яснее представить положение нагорной страны, необходимо иметь в виду то, что Палестина во дни земной жизни Иисуса Христа разделялась на четыре части: на севере была Галилея, откуда вышла Пресвятая Дева, на юге находилась Иудея, посередине между ними располагалась Самария, на востоке же лежала Перея или, иначе, Заиорданская страна. Иудея же, в свою очередь, разделялась горным хребтом с севера на юг и состояла, таким образом, из двух частей: горной и равнинной. Горная часть и была тем местом, где находился город Иудин, под которым Святые Отцы разумели город Хеврон, старый священнический город, в котором проживали праведные Захария и Елисавета. Когда Пресвятая Дева вошла в дом Захарии, то с радостью приветствовала Елисавету. Это приветствие у иудеев выражалось словами мир тебе, но в устах Пресвятой эти слова имели особенную, необыкновенную силу. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа (Лк. 1, 41). Как только она услышала приветственные слова, тотчас взыграл младенец во чреве ее. Под словом взыграл Святые Отцы понимают необыкновенно радостное движение младенца во чреве, которое последовало от воздействия Духа Святаго, Которого праведная Елисавета в то время исполнилась. По действию Святаго Духа узнала она в Пречистой Деве Матерь Божию. И воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем (Лк. 1, 42-44). Праведная Елисавета по вдохновению Святаго Духа приветствует Пресвятую Деву не как бедную девицу, которую она знала, но как истинно Матерь Божию. Называя Ее благословенною в женах, она тем самым повторяет слова святого Архангела Гавриила, что не могло не удивить Деву Марию. Когда же она сказала: благословен плод чрева Твоего, то тем более удивила Пресвятую Деву, потому что никто кроме Нее не знал этой тайны, возвещенной Ей Архангелом. Ликуя, в чувстве радости, праведная родственница вопрошает Ее, за какие же это заслуги или добрые дела удостоилась она такой милости, что к ней пришла Матерь Господа? И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа (Лк. 1, 45),- ублажает она Пресвятую Деву за то, что Та без сомнения уверовала словам Благовестника. Пред ее глазами стояло в это время наказание Божие, которое постигло за неверие ее мужа, праведного Захарию. Поэтому Елисавета с таким воодушевлением ублажает Деву и говорит, что непременно сбудется сказанное Ей: родится от Нее Христос Спаситель и Его Царству не будет конца. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 46-48). В состоянии духовного восторга и радости Пресвятая Дева, также по внушению Духа Святаго, изрекает пророческие слова, которые мы с вами так часто слышим. Она радуется о Боге, Спасителе Своем и всего мира, пришествие Которого в мир приближается. Чем ближе добро и чем выше оно, тем радость бывает живее. Источник благ небесных и земных - в девственном чреве Пресвятой; могла ли Она не радоваться радостью велией о Господе? Где Бог, там течет море радости, там солнце веселия вечно сияет. Но, радуясь о Своем величии, Она все это благоволение Господа к Ней относит не к Своим добродетелям, а исключительно к милости Божией. …Что сотворил Мне величие Сильный (Лк. 1, 49). Чем заслужила Она эту милость? Украшенная всеми добродетелями, честнейшая Херувимов, Она ничего не говорит о Своих заслугах и добродетелях, а говорит только, что Господь призрел на смирение Рабы Своей. Под смирением здесь Святые Отцы разумеют не добродетель смирения, на которую не стала бы указывать Пресвятая Дева, смиреннейшая из всех людей, но низкое, незнатное состояние или положение человека в обществе. Пресвятая Дева была действительно беднейшей из всех девиц в Израиле и притом совершенно неизвестной. Но теперь, когда Бог призрел на Нее, на Ее уничижение, Она сделалась славнейшей из всех. Произнесенные Ею по внушению Духа Святаго пророческие слова: ибо отныне будут ублажать Меня все роды в истине своей подтверждаются всей двухтысячелетней историей существования христианской Церкви. Действительно, имя Божией Матери овеяно славой и окружено благоговением, и никому из святых не установлено в Церкви столько праздников, не посвящено столько песнопений, богослужений, сколько Пречистой Деве Марии. На протяжении двадцати столетий, из поколения в поколение верные люди чтут Богоматерь и прибегают к Ней в своих нуждах и скорбях, как ко Всесильной Заступнице и Помощнице. Вот и до нас достигли эти пророческие слова, и мы с вами имеем честь славословить нашу Небесную Покровительницу. И как не ублажать и не почитать Пресвятую Деву, Которая Своим рождением принесла миру величайшую радость и отраду! Она родила Спасителя мира, славное Рождество Которого мы скоро будем светло праздновать. Вифлеемская звезда уже появилась на небесном горизонте и указывает всей вселенной путь к Источнику нашей жизни - Рожденному нашего ради спасения Богомладенцу Христу. Мы уже вступили в преддверие этого величайшего события и постом и молитвой приготовляем себя к встрече Спасителя. Как ветхозаветные праотцы и праведники ждали и готовились к принятию Искупителя пять с половиной тысяч лет, так святая Церковь пред праздником Рождества Христова установила пять с половиной седмиц поста, чтобы мы своим воздержанием, как праотцы - томительным ожиданием, очистив душу и тело, явили себя достойными сретения великого дня Рождения Спасителя. Призывая нас к совершению поста, Церковь зовет нас во дни его и к усердной и продолжительной молитве. Для того, чтобы нам побудить себя к ней сейчас, будем, дорогие мои, размышлять постоянно вот о чем: Единородный Сын Божий оставляет ныне небо и уничижает Себя до того, что рождается в вертепе, куда загонялся скот, полагается не в колыбели, как обыкновенные младенцы, а в яслях. И для кого это так Себя унижает Господь, пред Которым трепещут Херувимы и Серафимы и пред Которым колеблются основания земли? Для нас, грешных, непотребных, потому что мы дороги Ему и Он любит нас Своей неизреченной Божественной любовью. Прочувствуйте всё это и умилитесь, и от всей души возлюбите бесконечно Возлюбившего нас. А для того, чтобы и пост для нас был полезен, вспомним наставление Церкви относительно проведения его. Церковь возглашает: Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный (1-я стихира на стиховне на вечерне понедельника 1-й седмицы Великого Поста). Внешние посты необходимы не во всякое время. Этот же, внутренний пост, необходим на всякий день и час. Внешние посты приходят и оканчиваются, а этот, духовный пост, беспрерывен и должен окончиться только с нашей жизнью, когда мы, совлекшись бренной плоти, облечемся в нетление и бесстрастие. Поэтому, если хотите поститься постом истинным, прежде всего воздержите язык ваш от всякого слова праздного, тем паче гнилого и неподобного. Начните пост духовный с этого малого члена телесного, который вместе с тем есть и великий враг ваш. Победив его, вы сможете обуздать и все тело свое. В противном случае язык ваш, как дикий конь, будет влачить вас вместе с постом вашим по дебрям лжи, клеветы, осуждения, злобы и лукавства. Хотите ли поститься постом истинным? Оставьте вместе с пищей всякую ненависть, досаду и пререкание, сделайтесь во всём и ко всем тихими, кроткими, смиренными, благоснисходительными и любовными. Этого требует само время поста. Хотите ли поститься постом истинным? Удалите вместе со снедями и все прочие страсти и прихоти плотские, которые наносят вред душе больший, чем пресыщение телу. И, наконец, если хотите поститься постом истинным, благоугодным Господеви, не забудьте украсить душу свою делами милосердия. Помогите по силам бедному, утешьте несчастного, навестите больного. Изберите и исполните хотя бы одну из этих добродетелей, и вы с ликованием будете встречать родившегося Христа Спасителя, ощущая в душе ту же радость, какую испытывала Пресвятая Дева Мария, и вместе с Нею непременно воскликнете: величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем! Аминь. 1962 г.

О преданности воле Божией

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры! Пречистая Дева Мария, живя на земле, была украшена многими христианскими добродетелями, которыми Она и снискала Себе милость у Бога, за которые Она и сейчас ублажается всеми родами человеческими. Среди многих дивных добродетелей Ее просияла паче солнца добродетель покорности воле Божией. Се, Раба Господня: буди мне по глаголу твоему (Лк. 1, 38),- отвечала Пресвятая Дева Мария Архангелу Гавриилу, благовествовавшему Ей о бессеменном зачатии и рождении от Нее наитием Всесвятаго Духа Богочеловека Иисуса, Сына Божия. В этом ответе Пресвятой Девы видна всецелая, безусловная преданность воле Божией, и пример Богородицы должен быть и для нас предметом обязательного подражания. И мы, подобно Ей, будем предаваться воле Божией во всех своих действиях и приключениях жизни. Какие размышления побуждают нас к безусловной преданности воле Божией? Прежде всего: Бог всеведущ и премудр - все знает и все направляет к лучшему, а мы недальновидны, опрометчивы в своих суждениях, не только не можем постигнуть будущего, но подчас не проникаем и в настоящее, близ нас сущее и явное, строим свои планы на пагубу себе. Бог всемогущ, для Него нет ничего невозможного, а мы немощны, для нас много есть неосуществимого вследствие ограниченности нашей природы. Бог благ, хочет всем нам всякого блага и спасения, а мы злы и развращенны, и поэтому чаще всего желаем себе душевредного и богопротивного. Поэтому как же нам не предаваться всецело на волю Божию? Пусть судьбами Божиими разрушаются любимые наши желания и предприятия, мы все-таки не должны роптать, малодушествовать. Премудрость Божия знает, кого каким путем вести к предопределенной для него цели. Обыкновенно, всем нам желательно, чтобы мы имели хорошее здоровье, а не страдали бы на одре болезни; отличались бы телесной красотой и силой, душевными способностями, занимали бы в обществе высшие почетные должности и пользовались славой, а не жили в безвестности; хочется, наконец, и обладать богатством, а не терпеть крайнюю нужду во всем и жить в бедности. Так наше плотское мудрование внушает нам домогаться этих мирских отличий, и в случае неисполнения своих желаний человек ропщет на судьбу, ропщет на Бога, завидует ближним, и в конце концов получается зло, грех. Но пусть каждый рассудит про себя, смеет ли кто из нас сказать, что он достоин лучшей участи, нежели та, какую даровал ему Бог? Ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? - говорит святой апостол Павел (Рим. 9, 20-21). Правосудие Божие воздает каждому то, что находит правильнейшим, лучшим. Кто из нас дерзнет утверждать, что, будучи счастлив, он вел бы себя лучше, честнее, благонравнее, богобоязненнее? Вековой опыт показывает противное. Счастье всегда портит, надмевает человека, а несчастье отрезвляет, смиряет его. Очень легко может статься, что при постоянном здравии и благополучии, среди богатства и почестей человек, пусть и с прекрасными душевными дарованиями, зазнается, забудется, надмится душою и сделается неприступным гордецом, властолюбцем, заклятым скрягой, ненасытным развратником и даже отъявленным богоотступником. История еврейского народа, его царей Давида и Соломона, а также история Навуходоносора и повесть о Евлогии-каменосечце подтверждают это. Евлогий, пока был каменосечцем, работал весь день, не евши ничего до вечера, вечером же, возвращаясь домой, он отыскивал бедных и странников, вводил их под свой кров и кормил. Такого порядка жизни придерживался он от самой юности до старости. Однажды преподобный авва Даниил Скитский, удивляясь такой необыкновенной доброте Евлогия, сказал сам себе: "что было бы с этим человеком, если бы он был богат? Сколько бы он тогда делал всем добра!" Помышляя об этом, начал авва молить Бога, чтобы Он наградил Евлогия богатством. Три недели постился старец и совершал усердные моления. И вот, в сонном видении, ему явился велелепный Отрок и сказал: "Лучше для Евлогия оставаться тем, что он есть теперь; впрочем, ради усильной твоей просьбы о нем, я наделю его богатством, если только ты поручишься мне за его душу". Вскоре Евлогий действительно чудесным образом разбогател.

Вот как почести и богатство переменили нравы Евлогия! Еврейский царь Соломон был мудрее всех живущих на земле и одновременно он же был богаче и славнее всех. Но и мудрость не предохранила его от падений и слабостей, присущих всем людям. Вот почему царь Давид свидетельствует пред Богом: благо мне, что я пострадал, прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню (Пс. 118, 71, 67). Равно и о Евреях слово Божие возвещает: ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего (Втор. 32, 15). Когда Господь наказывал их войнами и другими бедствиями, тогда они обращались к Нему, вспоминали, что Он есть их прибежище; когда же пребывали в покое, неге и довольстве, тогда опять забывали Бога и отступали от Своего Творца. Что же касается Навуходоносора, то он, будучи царем Вавилонским, восседая на троне царском, украшаясь лаврами побед своих, возмечтал о себе, вздумал уподоблять себя Вышнему и не хотел признать над собою власти Вседержителя. Но вот Господь унижает его до скотоподобного состояния, и тот же Навуходоносор отрезвляется, начинает славить Господа и вслух всех говорить, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет.., и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: "что Ты сделал?" (Дан. 4, 22; 32). Видите, какая разница в мыслях, чувствованиях и действиях бывает у человека при перемене его состояния: в счастье он возносится, забывает Бога, а при несчастье приходит в себя, смиряется и вспоминает Создателя своего. Одному благочестивому отшельнику, желавшему узнать, почему Промыслу Божию угодно было внезапной смертью восхитить единственного сына некоего милосердного странноприимца, Ангел открыл, что если бы малютка-сын достиг совершенного возраста, то сделался бы злодеем, посрамлением своего отца и сам бы душою погиб, и отец его должен был бы за него отвечать на Страшном Суде Божием. А теперь он умер в невинности и сподобится Царствия Божия, и не лишит награды отца своего. Так и нам, дорогие мои, следует помнить, что при назначении людям того или иного жребия Всеведущий Бог имеет главную цель - как бы каждого из нас удобнее привести к вечному спасению. Всеведущему Богу известно, что пространный и широкий путь довольства, роскоши, благополучия, здоровья, славы и забав обязательно ведет к погибели, а узкий, тесный путь трудов, лишений, скорбей, несчастий ведет, напротив, ко спасению. Оттого Им каждому человеку посылается больше скорбей, чем веселья, больше потерь, чем приобретений, больше трудов и слез, чем покоя и удовольствий; оттого-то и у самых что ни на есть счастливцев этого мира все радости перемешаны с горестями, все утехи и забавы отравлены тоской и унынием: видимый их покой зачастую нарушается внутренним беспокойством. Итак, с покорностью воле Божией будем довольствоваться той участью, какую получаем от Бога, станем подобно Иову благословлять Бога, говоря: как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1, 21), веруя искренно, что без воли Божией и волос с головы нашей не погибнет (Лк. 21, 18) и что все обстоятельства нашей жизни Отец Небесный всегда направлял и будет направлять к нашему истинному благополучию и спасению; пребудем спокойны духом при всех изменениях в жизни, видя в благоприятных событиях милость и дар Божий, а в неблагоприятных - обличение нашего недостоинства, очищение и приготовление нас к лучшему. Итак, дорогие братия и сестры, подражая Пречистой Деве Марии, будем с покорностью принимать свой жизненный жребий, памятуя, что Господь бывает весьма милостив к тем, кто подчиняется распоряжениям Промысла Его беспрекословно. Пресвятая Дева Мария за Свою покорность прославлена и возвеличена больше Ангелов и Архангелов, так что теперь не только человеческий род служит и поклоняется Ей, но и чины Сил Бесплотных благоговейно славят Ее. Это подтверждает и воспоминаемое ныне Церковью событие, связанное с явлением и чудесным знамением святого Архангела Гавриила. Вот что об этом событии повествуется на Святой Афонской Горе. В конце Х века на Афоне, в уединенной келье, подвизался со своим учеником один старец священноинок. Однажды он отправился к всенощному бдению в Протатский Карейский собор, а ученика оставил в келье, заповедав ему в назначенное время совершить службу в одиночестве. Однако ночью к ученику пришел незнакомый странник-монах и остался у него на ночлег. Когда наступило время Божественной службы, оба они встали на молитву и начали славословить Господа. Во время девятой песни канона ученик-послушник хотел было петь обычную песнь св. Космы Маиумского Честнейшую Херувим… Но гость неожиданно запел новые и незнакомые ему слова: Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего, а к этому уже прибавил и Честнейшую до конца. Умиленный и растроганный этой дивной новой песнью, инок-ученик стал умолять пришельца написать ему ее слова, чтобы и он мог так же славить Богородицу. "Ни мы, ни предки наши,- говорил он,- такой песни до сей поры никогда не слыхали". Незнакомец попросил у него бумаги и чернил, но их в келье не оказалось. Тогда гость взял каменную плиту и на ней перстом начертал всю упомянутую песнь. Камень, как воск, умягчился под чудодейственной рукой таинственного незнакомца, и слова молитвы глубоко вырезывались на плите. Окончив писание, гость сказал: "Отныне всегда пойте так и вы, и все православные христиане", затем назвал себя Гавриилом и вдруг, как молния, стал невидим. Плиту с запечатленным на ней песнопением перенесли затем в Константинополь, и уже оттуда было донесено всем Церквам о случившемся чуде и о включении ангельской песни в честь Богоматери в чин Божественных служб. Икона же, пред которой в келье афонского инока Архангел Гавриил (а был это, как верует Церковь, именно он) воспел эту чудесную небесную песнь, вместо прежнего названия - "Милующая" - стала называться "Достойно есть". Дорогие братия и сестры, наш долг прославлять и любить Божию Матерь и Она, Всемилостивая, отзовется любовью на нашу любовь и будет покрывать нас от всякого зла. Будем же Ей молиться всегда, утром и вечером; и сегодня воззовем к Ней и возопиим: Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором! Аминь. 1963 г.Неделя 7-я по Пятидесятнице

Божия Матерь - Утренняя Звезда, предвозвестившая явление Солнца Правды, Христа Спасителя