«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

«Человек спасается чрез веру во Христа».

«Уверовавший во Христа и, следовательно, усвоивший себе искупление в собственность вечной погибели не подлежит».

«Каждый уверовавший во Христа тотчас же получает отпущение грехов и избавляется от вечного наказания».

«Для спасения следует принять в себя Христа».

«Мы принимаем верой в себя Христа, Который уже, не взирая ни на что, никогда не покидает нас и пребывает в нас».

«Принявшему в себя Христа и потом согрешившему нужно лишь покаяться, и он тотчас получает непосредственно прощение».

«Крещение не пользует того, кто сознательно не принял в себя Христа».

«Каждый принявший в себя Христа может уразуметь все Св. Писание».

«Церковь сама по себе, а прежде всего нужно искать Христа».

И все идет так. Во всяком почти пункте есть слово о Христе Господе, а о Духе Святом ни в одном. Я не думаю, чтоб это было твое и других слышавших опущение. Должно быть, предмет сей не имеет места в системе учения вашего учителя, а то он все бы как-нибудь да помянул о нем. Что спасение нам устроено Господом Иисусом Христом, и что мы спасаемся именно в Нем, – это истинно так есть; но при всем том ведать надлежит, что это не было и не бывает без благодати Св. Духа.

Поелику это очень важный пункт, то я счел нужным собрать о нем побольше мест Писания, чтоб ты и те, которые около тебя, убедились, что благодать Св. Духа в соделании нашего спасения есть часть существеннейшая. – Вот слушай!

Явился св. Иоанн Предтеча, чтоб приготовить народ к принятию обетованного Избавителя, покаянием и крещением, – и что говорит? «Вот идет, – говорит, – Обетованный, и Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф. 3, 11), – чем дает разуметь, что крещение Духом Святым есть главное дело обетованного Христа Господа в устроении Им спасения нашего: так что кто не крестится сим Духом, тот не войдет в Царствие Божие (Ин. 8, 5).

Господь уже кончил Свое видимое пребывание на земле, уже прощается с учениками Своими на последней вечери; и смотри, как утешает их? «Я иду, – говорит, – но не смущайтесь, что иду. Это лучше для вас. Ибо если не иду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). «Я умолю Отца, и Он сего Утешителя даст вам, да будет с вами в век. Вы знаете Его, потому что Он в вас пребывает и в вас будет» (Ин. 14, 16–17). Так Христос Господь наместником Своим обещает послать с небес Духа Святаго. – Не означает ли сие, что все дело спасения рода нашего по вознесении Господа будет устрояться Духом Святым?

Да! Так это и было. Пришел момент вознесения Господня. Господь заповедует ученикам сидеть в Иерусалиме и ждать обетования Отча. Вы, – говорил, – имате креститися Духом Святым не по мнозех сих днех (Деян. 1, 5). Сказав сие, Он вознесся. Чрез десять дней Дух Святый сошел на св. Апостолов в виде огненных языков, с шумом будто от дыхания бурна, – и они все начали говорить разными языками. – Явление силы небесной привлекло внимание бывших на празднике в Иерусалиме из всех стран, и они, слыша, что галилеяне говорят на языке каждого из них (до 15), пришли в несказанное изумление. Тогда св. Петр объяснил им, что дивное сие явление давно предсказано и есть исполнение обетования об излиянии Духа Святаго на всяку плоть (Деян. 2. 17). – Главное обетование отцам было о пришествии Христа Спасителя; но венцом благ от Него было предуказано излияние Духа Святаго, которое и исполнилось в день Пятидесятницы. – Заметь, се настоящее основание Христовой Церкви, сокровищницы и несокрушимого хранилища источников благодати Св. Духа!