Поучения Преподобных Оптинских Старцев

Богу угодно, чтобы человеки наставлялись человеками. Вся суть в том, что всякий инок должен сам вступить в подвиг с самоотвержением и сам себя должен понуждать с болезнью сердца на борьбу со страстями. Если же он не будет так подвизаться, то никакие старцы ему не помогут. Сказал один угодник Божий: "Старец о нем (ученике) молится, плачет, а тот скачет" (преп. Никон).

Полное беспечалие бывает при полном послушании, по вере в духовного отца (преп. Никон).

...О сем, дочь, не скорби, что вы еще по своей застенчивости не можете всех чувств своих изъяснить пред моим непотребством, потерпи, придет время, и все ваши желания Премилостивый и Великодаровитый Господь вознаградит и утешит утешением неизреченным... (преп. Лев).

...Вы пишете, что вы лишены нашего> лицезрения и душеспасительных наставлений, но, о дочь духовная, не малодушествуй и не унывай о сем: Всемилостивый Господь всесилен и всемогущ нам навсегда посылать невидимо, по нашему благому желанию, способы и спасительные примеры, и таковых искуснейших старцев силен послать и оными нас утешать и окормлять к благоназиданию душевному, только мы да не ослабеем в нашем намерении и со упованием и благодушием да просим Господа, но и я, окаянный, хотя телом и отлучен от вас за недостоинство мое, а духом с вами неразлучен, но и сими худосложными строками беседую с вами, якоже лицом к лицу... (преп. Лев).

Без поддержки, т.е. духовного руководства старца, в монастыре не проживешь. Ты вот про меня говорил другим; что бы я тебе ни говорил, другим не передавай. А если будешь поступать по-своему, то ко мне и не ходи (преп. Амвросий).

Вопрос: "Как хотелось бы мне пожить поближе к вам!" Ответ: "Нет, уж лучше подальше, а то станешь судить и старца, что не так делает, как кажется тебе" (преп. Амвросий).

Когда долго старец не берет, и заскорбишь, он скажет: "чтобы я принял, надо быть поблагоговейнее" (преп. Амвросий).

Вопрос: "Всем бы я была довольна, да вы, батюшка, от меня далеко". Ответ: "Ближние мои далече от меня стали. Близко да склизко, далеко да глубоко" (преп. Амвросий).

...Огорчаемый непослушанием некоторых из сестер обители, старец со скорбью говорил: "вот Бог отнял у меня слух и голос, чтобы не слышать, как вы просите благословения жить по своей воле, и чтобы не говорить, потому что не слушаетесь" (преп. Амвросий).

Представлять лицо духовного отца в церкви и на молитве келейной не только не благовременно, но и противозаконно и вредно. Это просто благовидное искушение вражие, которого нужно избегать всячески. Первая и главная заповедь Евангельская: "возлюбиши Господа Бога всем сердцем и душою и помышлением" (Ср.: Лк. 10, 27). Этой заповеди и нужно всячески держаться. О духовных же отцах заповедь другая, так как бдят о душах наших, должно повиноваться им, а не представлять их во время молитвы. Это не только не нужно, но и вредно, особенно тому, кто еще не освободился от земных чувств ветхого человека (преп. Амвросий).

Лучше вместо поездки к нам, дома позаботься о тех немощах душевных, о которых писала мне, молясь с верою и смирением Врачу душ и телес, да исцелит внутренние и невидимые немощи наши. - Един Он Всесилен уврачевать тайные страсти наши. - Потому что доброненавистник поставил тайные сети на пути духовного отношения, чтобы вместо пользы нанести душевный вред. Но да упразднит все сие Всеведущий и Всесильный Господь мановением Своим. Впрочем, и мы сами, разумевая козни вражие, да отвергаем вредное и душевредное, полезное же да содержим. - Можно вспоминать отца духовного, но не в церкви или на молитвенном правиле, когда весь ум должен быть обращен к Богу Единому. Да и в другое время воспоминание должно очищать от неполезной примеси, обращением и к Богу, и призыванием Его всесильной помощи и помилования, и избавления от вредной примеси (преп. Амвросий).

Хотя О... о твоем отце духовном говорит справедливо, что он человек многогрешный, но тебе слушать это молча не должно. Феодор Эдесский пишет: "всякого хулящего твоего отца духовного заусти", т. е. всякому такому заграждай уста; пусть так толкует где хочет и с кем хочет, но ты сего толковать перед тобою не попускай, повторяя: "толкуйте об этом где хотите, но предо мною неприлично вам это говорить, да и вам самим это без душевного вреда и ответственности не обойдется" (преп. Амвросий).

Ты все толкуешь нелепицу, что мне тебя не жаль. Если бы так было, зачем бы я стал бранить тебя много раз (преп. Амвросий).

Пишешь: "простите мне, что я ничего вам радостного не пишу: все грехи да немощи; ни разу не утешу вас в исправлении каком-либо". Пиши о немощах своих, этим ты меня более всего утешишь. Какие-либо высокие исправления не твоей меры; покаяние же выше всего и нужнее всего для всякого человека, и утешительнее для других, нежели поведания о мнимых собственных добродетелях (преп. Амвросий).