Поучения Преподобных Оптинских Старцев

Я, чувствовавши скуку здешнюю и трудность душевную, мыслю хоть бы никогда не ездить в Москву. И когда б выбраться из нее! Самые коренные жители скучают ею. Н. А. говорит: "Возьми меня с собою в пустыню, надоела московская суета". - "Нет, - говорю, - узы ваши крепки, которыми скованы". О. П. лично знаю, верую же от слуха, что он добрый раб Божий, а в рассуждении жизни с нами определительного ничего сказать не могу. Пользу душевную нашу от него, и его от нас, в одном часе времени знать не можно. Побыть до меня можно согласиться, с благословения старца моего, но не совсем открыто. Я не знаю его со стороны скромности. Ежели он безмолвной жизни ради молитвы ищет, то должен, во-первых, любить молчание и показывать сие на самом деле. "Не от слов их, - говорит Спаситель, - познаете их, но от плод" (Ср.: Мф.7, 20) (преп. Моисей).

Жизнь вечная

Различны устроения людей, различную славу унаследуют они и в жизни будущей. Апостол Павел пишет: "Ина слава солнцу, ина слава звездам..." (1Кор. 15, 41). Даже Ангелы Божии не в одинаковой степени и славе у Бога. Ближе всех к престолу Божию пламенные Серафимы, затем Херувимы, потом Престолы, Господствия, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. Но эти девять чинов ангельских совершенствуются ежесекундно, так и души людей, смотря по тому, насколько они были приготовлены на земле, не остаются в одном состоянии, а переходят из клеточки в клеточку (преп. Варсонофий).

И мы узрим Его лицем к лицу. И внидем к Нему не как грешники, непотребные рабы, но как друга: "вы друзи Мои есте, аще любовь имате между собою" (Ср.: Ин. 13, 35), как дети: "Аз буду им в Отца и тии Мне будут в сыны и дщери", - глаголет Господь Вседержитель (Ср.: 2Кор. 6, 18). И еще больше: "Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино, якоже и Мы" (Ин. 17, 11). Вот какая высокая и страшная и непостижимая жизнь ожидает нас! Вникай в сие особенно во дни Пасхи. И благодари Спаса и Жениха нашего Иисуса Христа (преп. Анатолий).

А главное - желаю тебе вступить в то лето, где зим не бывает, солнце никогда не заходит, и Солнце того лета - Иисус, вечно сияющий славою Отца Своего - Бога, где не будет ни скорбей, ни болезней, ни тьмы, ни даже тени, но все будет свет, радость, мир, всяк ум превосходящий и веселие несказанное. И ворота Небесного Иерусалима в то лето отверзутся и никогда не затворятся (преп. Анатолий).

Жизнь земная

Иерусалим... в духовном смысле означает Царство Небесное. Восхождение в него есть жизнь земная каждого верующего человека, содевающего свое спасение. Умилительно это изложено в стихире Великого Страстного Понедельника: "Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предается Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем. Приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуем Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним, и услышим вопиюща Его: не ктому в земный Иерусалим, за еже страдати, но восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему, и совозвышу вас в Горний Иерусалим, в Царство Небесное". Спасающемуся о Господе необходимо предлежат степени восхождения в Горний Иерусалим. На жизненном пути неизбежно встречают его скорби и искушения. К ним нужно быть готовым. Наша немощь человеческая не хочет их, часто забывает о неизбежности их и желает лишь земного счастья. Обратите внимание, что даже святые апостолы, до получения дара Духа Святаго и дара разуметь Писания, не были чужды желаний временной славы и счастья, как и повествуется в Евангелии. После слов Христа о грядущих скорбях и смерти сыновья Зеведеевы просят у Христа почестей временного царства Его, которого они тогда ожидали. Но вместо этой почести - чашу смерти обещал Христос пить друзьям Своим. Посему, если видим жизнь нашу, исполненную скорбей и неисполнившихся надежд и желании, да не унываем. Так должно быть... Жизнь христианина должна быть подобна жизни Христа. Возвещает нам святой апостол Петр: "Христос пострадал за нас, оставив нам образ, пример, дабы мы шли по следам Его" (1 Пет. 2, 21) (преп. Никон).

Ошибаются ожидающие и ищущие удобств и спокойствия жизни, для спасения необходимы скорби, лишения, трудности. Если жизнь так переменчива, скоропреходяща, зачем к ней прилепляться? (преп. Никон).

Хороша и наша северная природа... Но нынешний мир есть только слабое подобие мира, бывшего некогда до грехопадения. Есть мир Горний, о красотах которого мы не имеем понятия, а понимают его и наслаждаются им только святые люди. Этот мир остался неповрежденным, но земной мир после грехопадения резко изменился. Все равно, как бы кто-нибудь лучшее музыкальное произведение, например, Бетховена, разделил на отдельные тона, тогда впечатление целого не получилось бы. Или картину, например, Рафаэля разорвал на клочки и рассматривал отдельные кусочки. Что увидели бы мы? Какой-нибудь пальчик, на другом лоскутке часть одежды и т. д., но величественного впечатления, которое дает произведение Рафаэля, мы, конечно, не получили бы. Разбейте великолепную статую на части - впечатления прекрасного не получится. Так и нынешний мир. Некоторые подвижники даже отвращали от него свои взоры. Известен один подвижник, который загородил иконой единственное окно своей кельи, а из него открывался восхитительный вид. Его спросили: "Как это ты, отец, не хочешь даже взглянуть, а мы не могли налюбоваться и на небо, и на горы, и на Эгейское море и его острова". "Отчего я закрываю окно, вам не понять, но созерцать красоты мира сего я не имею желания", - ответил подвижник. Это оттого, что он созерцал красоту Горнего мира и не хотел отвлечь от него своего внимания. Действительно, кто познал высшее блаженство, тот нечувствителен к земным утешениям. Но для сего познания надо иметь высокую душу (преп. Варсонофий).

Земля - это место изгнания, ссылка. За уголовные преступления людей осуждают на каторгу, кого на двенадцать, кого на пятнадцать лет, а кого и навсегда, до смерти. Вот и мы провинились, согрешили пред Господом и осуждены на изгнание, на каторгу, но так бесконечно любвеобилен Господь, что даже в этом месте изгнания оставил Он нам много красот, много отрады и утешения, которые особенно понимаются натурами, обладающими так называемой художественной чуткостью. Эти красоты здешнего мира только намек на ту красоту, которой был исполнен мир первозданный, каким его видели Адам и Ева. Та красота была нарушена грехом первых людей. Грехопадение первых людей разрушило красоту Божьего мира, и остались нам только осколки ее, по которым мы можем судить, как прекрасно все было раньше, до грехопадения. Но придет время всемирной катастрофы, и весь мир запылает в огне. Загорится земля, и солнце, и луна, - все сгорит, все исчезнет, и восстанет новый мир, гораздо прекраснее того, который видели первые люди. И настанет тогда вечная, радостная жизнь, полная блаженства во Христе (преп. Варсонофий).

...Мы живем-то в юдоли плача; поэтому и приходится проводить время-то иногда скача, а иногда плача. Будем хоть утешать себя тою мыслию, что эта - юдоль плачевная - временная. Все промчится, все промелькнет, как тень, как эхо, и настанет вечность постоянная, неизменяемая, бесконечная, и о, дабы для нас блаженная, светлая! Будем надеяться, что Господь, по беспредельному милосердию Своему, не лишит нас сей милости (преп. Амвросий).

Внешний мир с его красотами благотворно действует на человека, и душа, способная наслаждаться красотою мира, есть душа возвышенная, но человек, достигший совершенства созерцает в душе своей такую красоту, перед которой видимый мир ничего не стоит. Господь сказал про душу человека, любящего Бога: "к нему придем и обитель у него сотворим" (Ин. 14, 23). Непостижимо, как это в маленьком сердце помещается Сам Господь, а где Господь, там и рай, там и Царство Божие. "Царство Божие внутрь вас есть" (Лк. 17, 21) (преп. Варсонофий).

Впрочем, надобно знать, что только в Царствии Небесном будет совершенно покойно. А "на земле, - сказал Господь, - скорбни будете" (Ср.: Ин. 16, 33). Да и люди глаголят: "там хорошо, где нас нет". Поэтому всегда заканчивают словами: как ни прикинь - все выходит клин. Поэтому люди по нужде и умудряются соединять клины и сшивать, чтобы выходил четвероугольник. Не без причины называется земная жизнь юдоль плача: плачут подчиненные и бедные, воздыхают начальники и богатые. Без скорби и печали на земле никого нет. Соображая все это, обратимся мыслию и сердцем ко всеблагому Промыслу Божию, который нас доселе питал и все потребное давал. Возверзем печаль свою на Господа (преп. Амвросий).

Жизнь иноческая и мирская