Поучения Преподобных Оптинских Старцев

...Убеждаю поверить... Евангельскому слову Самого Господа, глаголющего: "Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди" (Мф. 19, 17). И паки: "Не всякий, говорящий Мне: 'Господи! Господи!', войдет в Царство Небесное" (Мф. 7, 21). Вникни рассудительно в слова сии и не надейся спастись одним исполнением келейных правил, без исполнения заповедей Божиих, из которых главная сия: "Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего" (Мф. 7, 5) (преп. Амвросий).

Ты писала, что тебе было внушение внутреннего гласа: "покойся в Господе". Спрашиваешь, что могут означать слова эти. Думаю, что, во-первых, они означают то, что желающий иметь покой в Господе должен стараться исполнять все заповеди Господни, по сказанному от святого Давида пророка: "ко всем заповедям Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех" (Пс. 118, 128). При таком направлении, хотящему иметь покой в Господе, необходимо понуждаться, чтобы любить врагов, благословлять клянущих, добро творить ненавидящим и молиться за творящих напасть и гонящих его. Ежели на это не будем понуждаться, то не можем иметь совершенного покоя в Господе. И насколько будем в себе допускать самооправдания и обвинения других, настолько будем лишаться мира душевного, по сказанному в псалмах: "мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна" (Пс. 118, 165) (преп. Амвросий).

..N. ваш находит учение Христово далеко не совершенным. Оно кажется таким для людей неверующих и потому небрегущих об исполнении животворных заповедей Христовых. А кто в простоте сердца верует и по силе и возможности старается направлять жизнь свою по закону Христову, тот собственным опытом убеждается, что совершеннее сего учения никогда не было и быть не может. Причиною несовершенства Христова N. ваш считает обещание Господом награды за исполнение Его заповедей. Но награда эта не есть какая-либо плата, например, вырыл мужик яму и получил рубль. Нет. У Господа самое исполнение заповедей служит для человека наградою, потому что оно согласно с его совестью, от чего водворяется в душе человека мир с Богом, с ближними и с самим собою. Потому такой человек всегда бывает покоен. Вот ему и здешняя награда, которая перейдет с ним и в вечность (преп. Амвросий).

N. ваш обещание награды Господом за исполнение заповедей Его считает доказательством величайшей мудрости Спасителя, так как находит, что только таким будто бы способом учение Его и могло так быстро распространиться. Одно обещание награды не сильно было сделать это. Ибо и в магометанстве и в других религиях, в которых люди веруют в загробную жизнь, также обещаются награды по исходе из сей жизни. А распространению истинно христианской религии способствовала, главным образом, благотворность учения Христова на Его последователей. Эту благотворность может и теперь испытывать каждый истинно верующий в Господа Иисуса Христа и направляющий жизнь свою по Его животворным заповедям. Как выше упомянуто, такой человек еще на земле наслаждается миром небесным (преп. Амвросий).

Вопрос: "Как понимать слова Писания: "будите мудри яко змия" (Мф. 10, 16)". Ответ: "Змея, когда нужно ей переменить старую свою кожу на новую, проходит чрез очень тесное, узкое место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу: так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения Евангельских заповедей..." (преп. Амвросий).

Чадце духовное! Пишешь, что у тебя в настоящее время господствуют в душе три чувства. Первое чувство - усиливающееся желание хорошей истинно христианской жизни и любви к Богу и частое влечение к внутренней молитве; вследствие чего, конечно, есть любовь и желание внутреннего монашества, наружное же тебе еще недоступно по разным душевным препятствиям. Находясь в таком положении, держись строже и точнее евангельского учения... К сказанному прежде прилагаю теперь псаломские слова, от Духа Святаго изреченные чрез пророка Давида: "уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его" (Пс. 36, 3-7). Псаломские слова: "насели землю, и упасешися в богатстве ея", относительно тебя могут означать, что ты достоянием своим помогла поселиться собравшимся там сестрам, где ты живешь. "Повинися Господеви и умоли Его" означает: всячески старайся жить по Евангельским заповедям Божиим, и часто молись и умоляй Господа, чтобы Он помог тебе в этом. "Насладися Господеви" означает: не находи ни в чем ином утешения, как в законе Господнем и благоугождении Господу. Не вотще сказано в Писании: "мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна" (Пс. 118, 165). Главные же и важнейшие заповеди закона евангельского три: не судите и не судят вам; не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте и отпустятся вам. Если прежде всего будем держаться исполнения этих заповедей, то удобно будет исполнять нам и прочие заповеди (преп. Амвросий).

Некоторые, видя, что Господь им не дает долгое время желаемого образа жизни, в коем они надеются получить пользу душевную и успокоение своему мятущемуся сердцу, впадают в нерадение, заразив себя ложною, внушенной врагом мыслью, что, мол, буду понуждать себя на добродетель тогда, когда буду иметь к тому удобства (например, когда сподоблюсь монашества или уединенного жития или по удалению от себя тех или иных обязанностей и т. д.), а сейчас мне это невозможно. Такие пусть знают, что наша жизнь устрояется не самочинно, а Промыслом Божиим, что успокоение обретается в отречении своей воли, что полного удобства никогда нельзя найти, что невозможного Господь не требует от нас и что посильное исполнение заповедей Божиих возможно везде и всегда. За посильное понуждение себя в данном месте и положении ко благочестию Господь, увидев человека приуготовленным, исполняет во благих желание его... (преп. Никон).

Заповеди старцев

1) Отвержение своего разума и воли иметь; 2) При встрече с каждым лицом поставлять себя худшим, в каком бы то месте ни было; 3) Память смерти вкоренять в сердце глубже; 4) Самоукорение; 5) Смиренную молитву всегда иметь; 6) Укоризну, если случится от кого, принимать как врачевство душевное, с радостью; 7) Что сказано будет духовником>, в точности выполнять; 8) Если случится от забвения или от обычая в чем-либо паки погрешить, исповедовать то чистосердечно, как есть, без лукавства (преп. Антоний).

Между собою храните молчание, кроме нужного ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте, и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений (преп. Моисей).

Заповеди новоначальным сестрам

1. Унынию и лености в плен себя не отдавать, но молитвою краткою: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную - оные отражать.

2. Должно в лице настоятельницы своей зреть лице Божие и к оной иметь преданность и всю доверенность, и если она сама расскажет все слабости ваши другим или вам прикажет, то за сие самое спасет вас Господь Бог.

3. Гордость любит иметь преимущество пред всеми, смирение ни с кем себя не сравнивает, считая себя хуже всех.