Поучения Преподобных Оптинских Старцев

Ты, M. М., жалуешься на себя, что всегда, как станешь творить молитву Иисусову, то и засыпаешь, и о сем смущаешься; не надобно смущаться, лучше засыпать с молитвою, нежели с какими-нибудь дурными помыслами. Когда же хочешь потрезвеннее ее исправлять, то пораньше проходи. Опасайтесь искать в себе высокого устроения, а смиренными ведитесь, вменяя себя быти отребие ненужные остатки, сор>... (преп. Макарий).

А лучше всех крестиков и крестоносцев, всех портретиков и их подлинников - вырисовывать на мягком юном сердце Сладчайшее Имя, светозарную молитовку: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную. Вот тогда-то будет верх радостей, бесконечное веселие. Тогда, когда т. е. утвердится в сердце Иисус, не захочешь ни Рима, ни Иерусалима. Ибо Сам Царь со всепетою Своею Материю и всеми Ангелами и святыми придут сами к тебе и будут жить у тебя. "Аз и Отец к нему прийдем и обитель у него сотворим" (Ср.: Ин.14, 23) (преп. Анатолий).

...Только ты не забывай самого важного - моего тебе завещания: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй мя. Знаю, что вначале это дело трудное, но зато узришь свет и радость. А без сего делания тяжка и безотрадна жизнь иноческая, если продлится. Правда, трудно, но вникнуть тут особого нет ничего. Не требуется ни книг, ни свечей, ни времени. Сидишь, ходишь, ешь, лежишь, а сама все: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! (преп. Анатолий).

...Молитву Иисусову всеми силами старайся держать - она вся наша жизнь, вся краса, все утешение, что вначале она трудна - это всем известно, но после зато неоцененна, всерадостна, вселюбезна (преп. Анатолий).

Делай по силе, делай со смирением и самоукорением, и обыкнешь, и полюбишь ее так, что и насильно не оторвут от нее. Потому что она сладка и радостотворна. "Помянух Бога и возвеселихся" (Пс. 76, 4) (преп. Анатолий).

Будь готова встретить скорби. Ибо всех, кому слюбится Иисусова молитва, враг никогда не оставит без отмщения, но непременно научит или старших, или младших, а уж пакостей непременно натворит (преп. Анатолий).

А молитву Иисусову творить привыкнуть скоро нельзя. Ты только старайся не забывать о Боге и кайся в забвении и развлечении... (преп. Анатолий).

Говорю о молитве Иисусовой. И слава Тебе, Господи, снисходящему нашим немощам! Постоянно творить ее тебе еще нельзя. Ибо, пока не вкусит человек, яко благ Господь, трудно непрестанно иметь в сердце Иисуса. Но и за то, что есть, слава Богу! Значит, пока держится молитва, не оставляй ее. А главное - во время молитвы окаивай себя, как недостойную произносить имя, непрестанно славословимое на небеси и на земли Ангелами и человеками. А скорби собирай, как сокровище, ибо это очень способствует Иисусовой молитве. А потому враг и научает и подстрекает всех, кто только может, досадить тебе. Я тебя предупреждал давно, что всякий христианин чем больше держится за эту молитву, тем больше озлобляет диавола, не терпящего имени Иисусова и направляющего на такого людей, даже и близких (преп. Анатолий).

А что радость разливается в сердце - это я тебе, кажется, говорил - бывает. Иногда Господь желает подвижника утешить, видя, что он уже изнемогает: иногда же от усиленного напряжения к этой молитве. Сказано: Бог - т. е. Иисус - огнь есть (грехи и немощи) попаляяй! И потому, часто призываемый, Сладчайший Иисус не может не веселить сердце. Разве уж окаяннейший какой, якоже аз, огрубелый, то долго не может чувствовать радости. А настоящие молитвенники через несколько дней чувствуют радость и сладость, которая из сердца разливается - и на всего человека. Но только опасно принимать ее без разбора, "ибо и сатана преобразуется во Ангела светла" (2 Кор. 11, 14). А потому, как неопытная в духовной жизни, будь осторожна: и принимать берегись, и отвергать берегись. Прочти у Марка Подвижника Слово 2-е, глава 28. Прочти еще в том втором Слове главу 134-ю. А если оставишь молитву, куда тебя тогда девать? Терпи. Это скоро все пройдет и слюбится. Молитва прекращается - это обыкновенно от празднословия, обжорства, осуждения, и главное, - от гордости. А так как ты особенно горда, то особенно и держись за эту молитву. А чтобы она никогда не прекращалась, так для этого ты, молоденькая, посиди у моря, подожди погодки! (преп. Анатолий).

Молитву Иисусову держи по силе. А когда ослабеешь, имей одну память присутствия Божия. Что молитва твоя не беспрерывна, не скорби - это тебе рано. А благодари Бога за то, что есть. Спасайся, и да спасет тебя Господь (преп. Анатолий).

Помысл мучает тебя, что, если будешь горячо стараться о молитве Иисусовой, - впадешь в гордость. Если будешь как должно проходить молитву Иисусову, то ничего этого не будет (преп. Иларион).

...Один молился молитвой Иисусовой. Другой, стоя в храме со вниманием, молился словами церковных молитв, употребляя вне церковных служб другие некоторые молитвы. И того и другого молитву одинаково слышит Господь. Но молитва Иисусова все превосходит. Батюшка Варсонофий говорил: "Можно березовыми дровами натопить печь, а можно и осиновыми. Лишь бы тепло было". Вся суть в том, чтобы в душе было молитвенное настроение (преп. Никон).

Делание монашеское должно быть тайным. Потому и молитва Иисусова у святых отцов называется "сокровенным деланием". Даже от самого себя надо хранить в тайне, не трубить, как сказано в Евангелии, не только перед другими, но и перед самим собою (преп. Никон).

Вопрос: "Что это такое, батюшка, умная молитва?" Ответ: "Учитель молитвы - Сам Бог". А в другой раз... о том же предмете батюшка> невольно высказался: "Трудное это, брат, дело - всего разломит" (преп. Амвросий).