Поучения Преподобных Оптинских Старцев

Молитву умственно держать можно и по болезни, и по немощам, и по случаю народа, и в службе. Только от этого иногда голова болит, но что же делать? Зато слюбится. Тысячу раз слюбится. Ты старайся держать мысль с Иисусом не в голове собственно, а направляя несколько к персям. Тогда, конечно, грудь заболит, но без этого нельзя. Бог наш огнь поядаяй есть. И где нечисто - там и больно. Такая боль за недостоинство посылается, но со временем пройдет... (преп. Анатолий).

Вначале молитва Иисусова всегда бывает тяжка и нечиста, а после усладительна (преп. Анатолий).

Первое - ты не слушала меня. Я тебя не один, а много раз предостерегал: когда будет утверждаться молитва, отнюдь не спускай внимания вниз. Иначе блудная страсть замучит. И это не есть прелесть, а дело естества, происходящее от неправильного умного делания. Вот если бы ты эту сладость приняла за благодать, тогда была бы прелесть. А теперь еще можно поправить дело. Тем больше, что ты сама сознаешь путаницу. А исправление начни с того - не спускай вниз внимания, а держи ум в средине сердца (преп. Анатолий).

Сердечного места упруго отыскивать не должно: когда возрастет молитва, она сама отыщет оное. Наше старание - заключать ум в слова: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную". Святитель Димитрий учит: "Где ум, там и сердце" (преп. Анатолий).

Что молитва прерывается, это иначе и быть не может. А если постоянно стоит, то учат святые отцы: "Убойся. Это волчий путь". А как говорить? Что видим в воздухе? То дождь, то солнце, то снег, то ветер, то жар, то холод. Так и в нашем устроении: одно состояние быть не может и не должно. А когда прекращается молитва умная, берись за устную или за чтение. А когда и это нейдет, берись за поделие (преп. Анатолий).

;А что прекратилась молитва - тому, конечно, причина: или самомнение, или осуждение. А главное, что бы мы были смиренными... (преп. Анатолий).

Молитва прекратиться может только от больших грехов. Или если кто не кается и не зазирает себя. А кто кается, тому-то и нужна эта молитва. Только нужно держать себя во глубине смирения и непотребства... А чтобы утвердилась молитва, лучшее самое средство - терпеть скорби и презрение! (преп. Анатолий).

Твори чаще Иисусову молитву - повеселеет на сердце... Только постарайся выковыривать гниль сердечную, т.е. не увлекайся в нецеломудренные помыслы (преп. Анатолий).

Молитву твори, а судить ее - не суди. Не твое это дело. Помни ту главу у Марка Подвижника - Слово 2-е, гл. 28: "Иное есть действие благодати, непонятное для младенца (духовного возраста), а иное действие врага, похожее на истину. Хорошо не разбирать подобных действий". А должно вопрошать искусных в духовном деле. Так и ты - не домогайся знать, от кого что посылается, а все терпи, да извещай нас. А если устная молитва сама собою переходит в умную, то прекращать не нужно. Только все укорять себя и не смущаться... Скорбей у Бога не проси, а пошлет - терпи (преп. Анатолий).

На вопрос о молитве: "Как молиться Иисусовой молитвой, как за сердцем следить?" Старец ответил таким наставлением: "Просто от души взывай ко Господу, за простоту Господь пошлет сердечную молитву, взывай и взывай Нему, и пошлет тебе" (преп. Анатолий).

Молитву Иисусову проходи, как творишь, и приидет время, тогда самое дело и милосердие Божие просветит и вразумит вашу душу, как и кого вопросить, и послется, что ищешь и желаешь. Писано в тропаре священномученикам отцам, что "деяние обрел еси, богодухновенне, в видения восход". Молитву творить обыкновенно - это деяние, каковую бы (молитву) кто ни творил, а видение или восхищение ума - то дар Божий от благости Божией к нам... (преп. Лев).

...Слова преподобного Симеона Нового Богослова о внутренней молитве Иисусовой: "Если кто не соединится с Господом Иисусом здесь на земле, то и никогда не соединится с Ним"... "Это страшные слова, - сказал батюшка. - Когда я это прочел еще послушником, я начал искать подтверждения сему, ибо это говорит только один святой преп. Симеон. И вспомнил текст Евангелия: "Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят" (Мф. 5, 8). Если переставить слова, выходит так: Бога узрят только чистые сердцем. А внутренняя молитва Иисусова и есть соединение ума и сердца для устремления их к Богу..." (преп. Варсонофий).

Страхования в молитве

В Казани, когда я был еще на военной службе, теперешний митрополит Санкт-Петербургский Антоний прислал мне только что вышедшую в печать книгу: "Откровенные рассказы странника". Я прочитал ее и говорю себе: "Да... вот еще какой есть путь спасения, самый краткий и надежный - молитва Иисусова. Надо принять это к сведению". Достал я себе четки и начал молитву Иисусову. Вскоре начались разные звуки, шелесты, шатания, удары в стену, окно и тому подобные явления. Их слышал не только я, но и мой денщик. Мне стало страшно и одному ночевать, я стал звать к себе денщика. Но эти страхования не прекратились, и я через четыре месяца не выдержал и бросил занятия молитвой Иисусовой. Потом спрашивал о. Амвросия об этом, он мне сказал, что не должно было бросать. Вот вкратце условие моего поступления в скит: в миру не дал мне враг заняться молитвой Иисусовой, вот и думал я, займусь ею в монастыре. А здесь поднял на меня всю братию, хоть уходи из скита. Вот как ненавистна ему молитва. А теперь не вижу. Весь разобран там (батюшка показал рукой на женскую половину). Конечно, по времени лепечу молитву. Уж не знаю, снимет меня Господь с сего поста или уже здесь придется умереть... Все, весь ход записан у меня в дневнике. А мне тогда уже бывали видения. Один раз видел я, несутся облака в виде турка, сидящего по-турецки, т. е. ноги под себя. Потом видел о. Адриана в церкви. Вижу, стоит у стены о. Адриан и смотрит на меня, а вид его был ужасен: весь черный, взгляд злобный. Я говорю: "Господи, Господи, помилуй!.." Потом смотрю: о. Адриан идет из алтаря или в алтарь, а "тот" исчез. Какая была у врага цель представиться мне в виде о. Адриана, я не знаю. Может быть, хотел, чтобы я возненавидел его... Потом я видел о. Моисея, как он вошел в чулан через запертую дверь. Чтобы увериться окончательно, я посмотрел - он у себя в келье. Я пошел к о. Венедикту и говорю: "Имею вам нечто сказать". - "Скажите". Я рассказал все. Отец Венедикт сказал, что это - действие молитвы Иисусовой... (преп. Варсонофий).