Поучения Преподобных Оптинских Старцев

Один брат жаловался старцу, что во время молитвы множество бывает разнообразных помыслов. Старец на это сказал: "Ехал мужик по базару, вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: но-но! но-но! - так помаленьку, помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай - молись!" (преп. Амвросий).

Прелесть

Спрашиваешь меня о молитве Иисусовой, но как я сам не искусный в сем делании, то и не могу дать тебе решения. Святые отцы учат, но и предостерегают от прелести, а мы принимаемся и ищем высоких; весьма много впали в прелесть от самочиния и самомнения. Призывать Иисуса со смирением и на страсти хорошо, но при оном воспаляться гневом несовместно, то как бы не попасть в прелесть? (преп. Макарий).

Молитва за врагов

...Прошу вас за обидящих вас молиться, говоря: ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имя рек), прости, Господи Человеколюбие, не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам недостойным (преп. Антоний).

От нападения вражия будем обороняться молитвою. Молитесь за творящих напасть. Притом же пренужно иметь престрогую осторожность в словах ропота против распоряжения власти. Одно слово, выпущенное неосторожно, может подвергнуть многим неприятным последствиям. И нужно нам позаботиться, чтобы не подать вины, особливо ищущим оной (преп. Моисей).

Господь молился за распинающих, а первомученик Стефан молился за убивающих, чтобы не вменилось им в грех, глаголя: "Не ведят бо, что творят". Делай и ты то же, и получишь милость и помощь Божию, и успокоишься (преп. Амвросий).

Молись и за оскорбляющих тебя сими словами: "спаси, Господи, такую-то... и молитвами ее помилуй и меня грешную". Особенно молись так во время сильного смущения. Хорошо при этом полагать великие поклоны, если позволяет место (преп. Амвросий).

Молиться за ненавидящих и обидящих должно так: "Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, сестру мою возлюбленную (имя), и ее ради святых молитв помилуй и меня окаянную грешницу" (преп. Иосиф).

Мы молимся за обидящих, да и сердимся на него вместе, и оттого и нет успеха, стало быть, это дело не нашей меры, а наше дело объясняться, изыскивать расположение у ближнего, и это, кажется, ближе к смирению... (преп. Иларион).

Молитва за духовных чад

Вы в письме своем уведомляли меня, что пришлете мне целый воз с грехами, а посему и не отвечал вам доселе, и только чрез десять дней, вчера, притащил их ваш Нефед. Не знаю и сам, что мне теперь прежде делать? Благодарить ли вас за великое усердие ваше ко мне убогому? или горько плакать о бесчисленном множестве грехов ваших? Вы помните, что одного старца принуждали жать терние - великое поле - за то, что он принял от христолюбца одну только златицу, а я перебрал от вас оных несколько десятков, почему и трудиться, т. е. очищать греховную великую лядину вашу, должен весьма долго и много, полагая по нескольку сотен за день земных поклонов, а у меня и своих грехов бездна многа, а притом еще остави мя сила моя, и несть исцеления в плоти моей, а посему и не знаю, что сотворю? разве по пословице, разделим грех пополам, т. е. будем вкупе молиться и просить у Господа помилования и оставления грехов (преп. Антоний).

Молитва о ближних

Святой Марк Подвижник пишет: "Хорошо помогать ближнему советом и делом, но лучше - молитвою". А потому миром Господу помолимся: "Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего". Не увлекайся и ты печалями мира сего, помня слово Господа нашего к ученику, просившему погребсти отца своего... (преп. Анатолий).