Поучения Преподобных Оптинских Старцев

Как ни скорбно, как ни прискорбно тебе, но раскаиваться не следует, что пошла в монастырь. Во всяком случае, вернее и благонадежнее то, что мы находимся Промыслом Божиим в монастыре и более имеем надежды получить милость Божию, поступивши в монастырь, нежели бы оставшись в мире. И "в мире скорбни будете" (Ин. 16, 33), сказано в Евангелии. Лучше потерпеть скорби в монастыре. Можно получить большую милость Божию (преп. Амвросий).

Пишешь, что в новом месте ты скучаешь. Нельзя и не поскучать от разных причин, так как обитель новая только начинается и порядок еще не устроен, а нужно его устраивать, а вдруг всего не устроишь. В новом месте и в новом деле многого недостает, а эти недостатки и озабочивают тех, от которых дело зависит. Во всяком случае, прежде нужно потерпеть и не унывать и с верою на милость и помощь Божию уповать. Силен Господь все устроить и подать нужное и потребное (преп. Амвросий).

Ты воображаешь теперь, что примерами монастырских ты скорее возбудишься к покаянию, но я тебе говорю, что для тебя первая стрела вражия предстанет, - видеть их недостатки и зазирать их, пока не увидишь своих немощей и страстей. Не все совершенны, но чрез несовершенных-то и совершенные бывают, и паки те в свою очередь очищаются другими. Каким бы образом кто стяжал терпение, ежели бы никто его не оскорблял? И как бы узнал свое устроение без обличающих? И как бы смирился? Все это тебе предстоит, и тебе покажется странным, а я тебя предупреждаю, что этому надобно быть, и все это бывает по мере нашего устроения, не без Промысла Божия. Ты, хотя и читаешь отеческие книги, но понимаешь весьма мало, и то в теории, а на деле больше и яснее познаешь (преп. Макарий).

Прежде всего: покоряйтесь старшим, несть власть, аще не от Бога, противляющиеся власти Божию велению противляются, а таковые грех приемлют. Посещайте неопустительно, кто может, храм Божий; в нем наша жизнь. Не оставляйте общей трапезы, на общей трапезе возлеже Возлюбленный, говорит святой Исаак Сирин, а тайная трапеза есть блудная трапеза. Держитесь отеческих преданий, не ходите по кельям, не принимайте мирских, особенно мужчин, не заводите дружбы между собою - мы все родные, и особенные приязни всегда беззаконны (преп. Анатолий).

...В обители нашей, хотя и довольное количество братии с хорошим поведением и ревностью к монашеской жизни, но более новоначальных, обучающихся на духовной брани в ополчении Христовом купно с братиями окормлением старших. Вам известно, какое бывает затруднение и в обители при избрании на какое-либо послушание, чтобы найти способного к исполнению оного. Кольми паче трудно указать на кого-либо к отпуску с вами, чтобы соответствовал вашему предприятию, в отдалении из обители и духовного окормления... По слуху же некоторые именуют обитель нашу рассадником монашества: это только пустая слава, не пользующая души наши. А хотя и были братия способные, но вам известно, что в три обители выбыло от нас немалое количество лучших из братий, а ведь люди не грибы, не одним утром поспевают (преп. Моисей).

Раздавать вещи погоди, еще самой пригодятся. Лишнего запасать не следует, но и без необходимого нельзя обойтись. В этом смущаться не следует (преп. Иосиф).

Есть спасение и кроме монастыря, но с трудом велиим. Хотя и в монастыре спасение не без труда, но зато и кроме спасения в монастыре может человек достигать и совершенства христианского, если только достодолжно потрудится смирить себя и покорить не только воле Божией, но воле и начальствующих по Бозе и даже меньшим, в чем нет нарушения заповедей Божиих (преп. Амвросий).

Поздравляю тебя с облачением в монастырское платье и желаю тебе пожить по-монастырски - в кротости и смирении, - чтобы смотреть свои немощи и неисправности, а других не судить. Кто судит и осуждает, тот то же самое после натворит... (преп. Амвросий).

Особенно же пред м. Игуменьею понуждайся смиряться и не толкуй ее поступков и обращения с тобою так превратно или горделиво, что будто бы она поступает с тобою по памятозлобию, я думаю, что просто, во-первых, как начальница, а во-вторых, соображаясь со множеством сестер, желающих ездить в Оптину. Так полезнее и покойнее думать, а вместе смиреннее и Богу приятнее (преп. Амвросий).

Устав

Относительно же форм и обрядов монастырских, - они потому уж хороши, что обуздывают нашу непокорную природу и заставляют отрекаться от нашей воли (преп. Амвросий).

Батюшка преподобный Амвросий> строго запрещал хождение по кельям, а также и прием к себе братий, без особенной и притом крайней нужды. На вопрос иеромонаха>, что отвечать тем из братий, которые по легкомыслию своему будут смущаться таким моим поведением, старец сказал: "Отвечай таким, что отец Архимандрит не велел тебе ходить по кельям" (преп. Амвросий).

...После обеда требуется отдых, а после вечернего правила святыми отцами запрещены излишние беседы, кольми паче не полезные или ведущие к общему смущению (преп. Амвросий).

Готовить пищу в келье позволяется только старым да больным, которым груба трапезная пища. Если и ты больная, и трапезной пищей трудно жить, то можно и тебе благословиться у м. Игуменьи когда что-нибудь сготовить себе. А если бываешь сыта трапезной пищей, то по прихоти варить себе отдельно не следует, это грешно. Господь да укрепит тебя в монастырской жизни и поможет тебе (преп. Иосиф).