Поучения Преподобных Оптинских Старцев

Верю, что не имеешь необходимых ко спасению добродетелей: смирения и терпения; учись им. Ибо неложен Бог, сказавший: "ищите и обрящете, просите и дастся вам" (ср. Мф.7,7). А если бы дать тебе это добро, то ты и искать его не стала бы и впала бы в гордость. Значит, смиряйся и молись: "Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня, грешную". И будет с тебя. Все нужное, во время свое, даст Бог (преп. Анатолий).

...Молю Господа, да укрепит душу твою и да насадит в сердце веру, надежду и любовь, суть ... великие и главнейшие добродетели, ибо вера заставляет нас веровать, надежда уповать, любовь любить Бога, и сии три добродетели все равно нужны вам ко спасению, без сих никто не удостаивается наслаждаться лицезрением Божиим и никто не может спастись (преп. Лев).

...Советую вам слова "богомудро, целомудро, преподобно и праведно" приложить у четырем главным духовно-нравственным добродетелям, к совершению которых, по слову смиренного Никиты Стифата, должны быть направлены четыре начальнейшие силы ума человеческого разум остроумие, постижение и твердомыслие. Добродетели эти: мудрость, целомудрие, мужество и правда, которыми человек должен ограждаться, чтобы отразить и победить три главные страсти: сластолюбие, славолюбие и сребролюбие. При отражении каждой из сих трех страстей потребно иметь и богомудрый разум, и великое твердомыслие... Мудрости свойственно иметь не только остромыслие, но и дальновидность, и предусмотрительность, и вместе искусство, как поступить (преп. Амвросий).

Долги

Долги платить следует, но прежде отдать долг всем потребностям монастырским в снабдении нужного продовольствия и келейных обстроек, а потом какая будет возможность уплачивать долги и уважительные тем, которые состояния бедного, за какие-либо работы. А другие легко могут потерпеть на монастыре, а иные и оставят Бога ради, поелику многими годами пользовались от монастыря продажею вещей, и ты еще у них же будешь покупать (преп. Моисей).

Должность

...Должно дорожить должностью и быть пред начальствующим исполнительным и признательным, памятуя Апостолово наставление: чадо, "молю прежде всего творити моления, прошения, благодарения за вся человеки, т. е. за царя и за всех, иже во власти суть" (Ср.: 1 Тим. 2, 1 - 2). А чего ради должно это делать? Того ради, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Сие бо добро и приятно есть пред Спасителем нашим Богом (преп. Антоний).

Доносы

А что люди пишут на вас доносы, что вы принимаете кого не должно, этим смущаться не следует. Ведь у каждого на лбу не написано, кто он и каков (преп. Иосиф).

О честолюбивых монахинях, сочиняющих на вас безымянные доносы, можно, помолившись поусерднее Господу и Царице Небесной, объяснить все в подробности Владыке и что все сестры ими недовольны, и просить его как-нибудь усмирить их, прибавив к сему, что сами вы усмирить их не в силах (преп. Иосиф).

Дружба

Всякая дружба, не основанная на истинной любви и смирении, а паче (дружба) по страсти, непрочна и разрушится (преп. Макарий).

Я более всего опасаюсь, чтобы ты худым товариществом не повредился. Худой наверно тот товарищ, который назирает жены и пиры, "вино бо и жены многих погубили" (Ср.: Сир. 31, 29), глаголет Писание. Блюди себя от таковых, ибо скоро и удобно входят в нас привычки слабые и страстные, отвычка же трудна. Редкие освободились совершенно от худых привычек, по большей же части во страстях оных и жизнь свою кончили на осуждение себе вечное, от чего меня и тебя да помилует Премилосерднейший Господь. Я уповаю, что дух страха Божия в вас есть, которым можете предохранить себя от греха и направлять к добродетели (преп. Моисей).

По бытности здесь Д. П. беседовали с ним о пользе душевной. Я со своей стороны не одобрил его ужинов с компанией. Это должно тебе подтвердить и внушить, что таковые похлебства ведут к нарушению общего спокойствия обители и не упрочивают жизни занимающихся отдельным общением, которое святыми отцами весьма не одобрено. Святой Василий Великий в правилах общежития запрещает особые дружества. Господь да вразумит всех во благо и управит жизнь по намерению обрести Царствие Божие и спасти душу от наветов вражиих. Будем с помощью Божиею поправлять себя и каждого, в чем должно, с великодушным ношением немощей немощных и упованием на Господа, исправляющего стопы человека (преп. Моисей).