About true Christianity. Volume 2

30. Сердце одно и душу одну иметь - значит иметь великое согласие в учении и воле, как пишется о верных, бывших во дни апостольские: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа" (Деян.4:32).

31. Двоедушие или двоесердечие бывает в том человеке, который языком одно говорит, а мыслит другое. Такого обыкновенно называют все двоедушным, или по-другому назвать можно льстецом, обманщиком и лукавым; противоположная же этому пороку добродетель - простосердечие.

32. Сердце чистое и правое, согласно Святому Писанию: 1) старается воле Божией следовать; 2) ищет во всех своих делах, словах и начинаниях славы Божией; 3) печется о пользе ближнего своего, то есть всякого человека. Об этом яснее и пространнее увидишь, читатель, ниже.

33. Сердце это - начало и корень всех деяний наших. Ибо, что ни делаем, мысленно или делом, - сердцем делаем, или добро, или зло. Сердцем веруем или не веруем; сердцем любим или ненавидим; сердцем смиряемся или гордимся; сердцем терпим или ропщем; сердцем прощаем или злимся; сердцем примиряемся или враждуем; сердцем обращаемся к Богу или отвращаемся; сердцем приближаемся, приходим к Богу или отходим и удаляемся; сердцем благословляем или клянем. На сердце радость или печаль, надежда или отчаяние, покаяние или нераскаянная жизнь, страх или дерзновение. В сердце простота или лукавство. Сердце воздыхает, молится, уповает или напротив делает, и прочее. Следовательно, чего на сердце нет, того и на самом деле нет. Вера не есть вера, любовь не есть любовь, когда на сердце не имеется, а есть лицемерие. Смирение не есть смирение, а притворство, если не в сердце; дружба не дружба, а хуже вражды, если внешне только проявляется, а в сердце не имеет места. Поэтому Бог требует от нас сердца нашего: "Сын мой, отдай сердце твое Мне" (Притч.23:26).

34. Что в сердце зачинается, доброе или злое, то вне, через члены телесные является. И сердце человеческое внешние члены тела, как-то: язык, руки, ноги и прочие, как орудия употребляет к претворению замыслов своих в само дело. Так языком благословляет или клянет, руками похищает или подает, убивает или сохраняет; ушами слушает доброе или злое; ногами ходит к намеренному месту; другими членами другое намерение свое совершает. Кто доброе и святою верою Христовою очищенное сердце имеет, тот нелицемерно добрые и плоды вне показывает; а кто злое сердце имеет, злые и плоды являет, как говорит Господь: "Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое" (Мф.12:35).

35. Всякое дело человеческое не по внешнему, а по внутреннему состоянию сердца и намерению судится. Ибо часто внешнее дело у того и другого одинаково бывает. Но внутреннее расположение и намерение различно может быть. Например, один судья не принимает мзды, и другой не принимает. Первый потому не принимает, что указы монаршие казнью грозят, а брал бы, если бы того не было. Другой не берет, чтобы Бога не прогневать преступлением заповеди Его святой. Этот - истинный бессребреник, доброе и богобоящееся сердце имеет. А тот, хотя руками не принимает мзды, но сердцем принимает и потому как мздоимец осуждается. Ибо страх человеческий имеет, а не Божий, человека боится, а не Бога. И потому злое и неверное сердце имеет. Один не крадет потому, что не хочет. Другой не крадет потому, что не может, а крал бы, если бы представился случай. Первый подлинно честен, а второй всегда в сердце крадет. Один дает милостыню ради имени Христова, желая помочь просящему из бедности, а другой - чтобы славу добрую нажить. Первый истинно милостив, а второй - тщеславен. Один входит в церковь вместе с верными молиться и славословить имя Божие, а другой - посмотреть церемонии. Одному полезен, а другому неполезен вход в церковь. Ибо и язычники смотрят на церемонию христианскую. Один воспринимает ранг для того, чтобы богатство собрать и большую честь получить, а другой - для того, чтобы обществу и братии своей послужить. У него доброе намерение, а у другого - злое и пагубное. Один проповедник говорит проповедь для того, чтобы показать себя, славу и похвалу от слушателей получить и высокую степень обрести. Другой проповедует, чтобы людям пользу принести. У него доброе намерение, а у другого - злое. Не убиваешь, не прелюбодействуешь, не крадешь, не злословишь ближнего потому, что боишься суда гражданского - политик ты, а не христианин. Человека боишься, а не Бога. И потому между неверными считаешься, хотя и Христово имя носишь. Не делаешь злого потому, что Бог запретил и боишься Бога прогневать - веры христианской дело есть. Идешь на битву, чтобы корысть получить от неприятеля, обогатиться - не много и почти ничем не отличаешься от разбойника, который для того на людей нападает, чтобы обогатиться. Идешь против неприятеля, чтобы Церковь и Отечество свое защитить - похвально намерение это. Смотришь на жену просто, без всякого вожделения, как на создание Божие - нет греха. Смотришь с нечистой похотью - "прелюбодействуешь в сердце своем", как учит Господь (Мф.5:28). Одеваешься в платье, пристойное рангу твоему - безгрешно делаешь. Украшаешь себя одеянием, чтобы пышность показать и почтение от незнающих получить - миролюбец ты и гордое сердце имеешь. Просишь у ближнего своего прощения за оскорбление и обиду, боясь суда гражданского - мудрость человеческая это. Смиряешься перед братом своим с сожалением, что оскорбил его - любви знамение это. Не упиваешься, поскольку не имеешь, чего пить - пьянствуешь в сердце твоем. Не упиваешься, поскольку грешно - воздержания дело это, истинный воздержник ты. Плачет кто, что потерял богатство или лишился чести - печаль века сего и потому неполезна. Плачет другой, что ближнему не может отомстить - злобы действие это и печаль пагубная. Плачет третий, что человеколюбца Бога прогневал - такая "печаль ради Бога" (2Кор.7:10) и душеспасительна. Плачешь над мертвым отцом, или братом, или другом, что с любимым разлучился - печаль бесполезная. Плачешь над мертвым, помышляя, что грех нас в такое бедное состояние привел - это плач христианский. Наказывает командир подчиненного, что не почтен или обесчещен им - это гнева и злобы исполнение, а не наказание. Наказывает как законопреступника, и чтобы впредь исправнее себя вел - это наказание правильное есть и намерение христианское. Даешь просящему милостыню, чтобы пользу от него какую получить - это купля и торг, а не милостыня. Почитаешь царя или от него посланных, боясь наказания за непочтение - это человеческая хитрость. Почитаешь потому, что Бог велел почитать - это христианское дело. Терпишь обиду, поскольку не можешь отомстить - невольное терпение. Терпишь обиду добровольно, повинуясь заповеди Христовой - это дело истинного терпения и спасительное. Так и в прочем по состоянию сердечному судится всякое дело - злое оно или доброе. Об этом каждый в своей совести извещается, как видим это и в Святом Писании. Каин и Авель приносили жертву Богу: но "призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его непризрел" (Быт.4:4-5). Мытарь и фарисей молились в церкви Богу; но мытарь оправдан, а фарисей отвержен (Лк.18:14). Радовался Закхей, увидев Господа нашего Иисуса Христа (см. Лк.9:3 - 9), радовался и Ирод (см. Лк.23:8), но Ироду в погибель, а Закхею во спасение обратилась радость. Так по внутреннему состоянию сердечному судится перед Богом всякое дело. И хотя бывает, что дело внешне кажется добрым, но если происходит от намерения недоброго и непотребного, - перед Богом осуждается как непотребное. Намерение - как основание, на котором дело созидается. И каково намерение, таково и дело: если доброе намерение - доброе дело, если злое намерение - злое и дело совершаемое. Отсюда следует, что никого ни хвалить, ни ругать безрассудно не должны мы. Поскольку внутреннего человеческого состояния и намерения никто, кроме одного Бога, знать не может. "Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем" (1Кор.2:11)? Ибо часто бывает, что безумно хвалим того, кто перед Богом окаянен и потому на самом деле мерзок; осуждаем того, которого Бог оправдывает, и оправдываем несмысленно того, кого Бог осуждает, и потому грешим.

36. Поскольку всякое дело человеческое, как внутреннее, так и внешнее, от сердца зависит, и каково сердце, таково и дело - доброе или злое. И от природы имеем сердце растленное. Потому должны усердно и непрестанно молиться и просить у Сердцеведца Бога, Который из ничего все и из худого доброе делает, просить сердца нового и духа правого, чтобы помышления и дела, от сердца происходящие, правыми были и к одной Божией славе намеревались. Должны, по примеру Псаломника, всегда воздыхать: "Сердце чисто созижди во мне, боже, и дух прав обнови во утробе моей" (Пс.50:12). А если сердце правое будет, то и дела правыми будут.

Глава 2: О языке человеческом

"Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие" (Иак.1:26)

37. Ничем так не грешит человек, как языком, когда им не управляет по надлежащему. Язык клянет людей, созданных по подобию Божию. Язык злословит отца и мать. Язык учит убийству. Язык советует и сговаривается о прелюбодеянии, нечистоте, воровстве, хищении, неправде всякой. Язык лжет, льстит, обманывает. Язык празднословит, буесловит, кощунствует, сквернословит. Язык виноватых в суде оправдывает и правых обвиняет. Язык в купечестве худую вещь за добрую продает. Язык касается монархов, которые никакому земному суду не подлежат. Язык терзает и святых мужей, которые незлобием своим никому не вредят. От языка не избыл Сам Господь наш, Спаситель мира, Который "не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его" (1Петр.2:22). Язык изрыгает хулы на великое, святое и страшное имя Божие. Словом, ничего язык не оставляет, но на все изрыгает яд, который кроется в сердце человеческом.

38. Язык бесчисленное зло на свете делает. 1) Язык одному монарху на другого клевещет: от чего вражды, ссоры, битвы, кровопролития происходят; столько тысяч неповинных людей падает; столько вдов и сирот плачущих остается; столько государств, городов, сел запустевают; столько сумм денежных и всякого иждивения напрасно пропадает. 2) Язык рассеивает ереси, расколы, соблазны, и от того делается много Церкви Святой вреда, людям пагубы, церковным правителям беспокойства и труда, как дело само показывает. 3) Язык клеветой наполняет уши царей, князей и прочих власть имущих, от чего много неповинных погибает. 4) Язык также отягчает судебные места коварными и бессовестными клеветами, от чего присутствующим и служителям канцелярским бесполезные беспокойства и затруднения. 5) Язык, касаясь злословием властей, приводит их в подозрение, от чего им бывает презрение, непослушание от подвластных, а в них самих бесстрашие, своевольство; в обществе замешательство и всякое нестроение. 6) Язык немощных и малодушных приводит в несносную печаль, уныние и в отчаяние. 7) Язык в одном городе и селе между соседями, в одном доме между женой и мужем, между братьями, сестрами, рабами, между друзьями любезными ссоры и драки делает. 8) Язык открывает секреты, которые по присяжной должности твердо хранить должно, от чего также многие затруднения и беды происходят. 9) Язык часто и самого клевещущего приводит в великое раскаяние и печаль, что слово

выпустил, которого возвратить невозможно. Вкратце сказать: сколько на свете бед есть или было, все язык или учинил, или умножил. О, язык необузданный! "Небольшой член, но много делает, это - неудержимое зло, исполненное смертоносного яда" (Иак.3:5-8). Блажен и мудр обуздывающий язык! Блажен, кто "для слов своих" сделал "вес и меру, и для уст своих - дверь и запор! Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло", - говорит Сирах (Сир.28:29;19:6). Истинно Соломон написал: "Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою" (Притч.13:3); и еще: "Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою" (Притч.21:23). Окаянен и безумен, кто не хранит своего языка, не знает времени молчать и времени говорить: "Человек злоязычный не исправится на земле" (Пс.139:12). "Смерть и жизнь - во власти языка" (Притч.18:22); ибо "преткновение от земли лучше, нежели от языка" (Сир.20:18). "Многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка; счастлив, кто укрылся от него, кто не испытал ярости его, кто не влачил ярма его и не связан был узами его; ибо ярмо его - ярмо железное, и узы его - узы медные, смерть лютая - смерть его, и самый ад лучше его" (Сир.28:21 - 23).

39. Если язык, разумом не управляемый, бывает виною стольких грехов и бед, - должны мы стараться его обуздывать. Но старание без помощи Божией мало что может, "ибо неудержимо зло", как говорит апостол. И хотя две ограды, то есть зубы и губы имеет, однако прорывается. Ибо сердце человеческое, как сосуд переполненный, все, что не вмещается, вон извергает, и таким образом "от избытка сердца говорят уста его", по словам Господа (Лк.6:45). Поэтому должны мы смиренно молиться с Псаломником всемогущему Богу: "Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих" (Пс.140:3), чтобы и сердце исправил, и язык - орудие сердца - направил и научил благовременно и как должно говорить, а чего не должно говорить, о том бы и в сердце не помышлять.