О божественных тайнах и о духовной жизни

41. Нам, брат мой, не следует смотреть на то, что не требует Он от нас малых деланий>, которые презренны, но будем восхищаться тем, что, когда исполняем мы эти малые делания>, к великим благам> возвышает Он нас благодаря им. Ибо то, что обретаем мы благодаря этим малым деланиям, настолько более возвышено и славно, чем они сами>, насколько огонь прекраснее кремня, и железо - того, от чего оно происходит.

42. Эти делания> не только предохраняют нас от узких путей, ведущих в пагубу из-за небрежения, но посредством их возвышаемся мы к славным вещам.149

43. Постоянное помышление об этих малых и незначительных150 вещах рождает в нас помышление о Нем, и благодаря этому> обычному помышлению по временам кажется нам, что пребываем мы в просветленном собеседовании с Ним, и наполняются очи наши слезами, и ликует душа наша от радости. А иногда обретаем мы себя словно бы уже достигшими воскресения праведных, и ниспадает на нас изумление,151 когда изведены мы благодаря созерцанию из мира сего, из жизни и из воспоминания о земных делах>, и соединены с Богом тем духовным союзом, который превыше мира. Так благодаря постоянному помышлению о Нем и частому собеседованию с Ним рождается в душе нашей любовь; и любовью той растворяемся мы в Боге во всякое время, и смешивается жизнь наша с Духом Его, и предвкушаем мы жизнь будущего века.152

44. Кто удостоился постоянного помышления о Боге, тот удостаивается также и постоянного изумления153 Богом.

45. Занимайся154 чтением - не тем, которое способствует приобретению образованности, но тем, которое умерщвляет страсти твои и показывает тебе короткий и прямой155 путь к Богу: этот путь> без всяких [...]156 и быстро возведет тебя к просветленному служению, которое является целью твоего пребывания в одиночестве.157 Я имею в виду> то чтение, который не говорит сбивчиво, перескакивая> с одной темы на другую158 и время от времени вводя предметы, вредящие и мешающие твоему духовному сверхмирному размышлению.

Не читай:

- то, что содержит ложь;159

- или то, что наставляет без разбора и монахов, и мирян;160

- или то, чем пользуются при научении людей всех уровней;

- или то, что ведет тебя к приобретению словесной спорливости и научению мудрости мира сего;

- или то, что рассказывает тебе о событиях и столкновениях, происходивших в Церкви, или об установлениях и делах царей, об их победах и подвигах;161

- или полемические слова и опровержения мнений той или иной стороны в споре>.

Такие чтения и подобные им оставим здоровым; сами же, будучи больными, воспользуемся лекарствами, то есть сочинениями, составленными для исцеления страстей наших, и житиями святых, которые были прежде нас, ибо> они проводили свою жизнь в одиночестве, которое превыше мира; и рассказами об откровениях, которых удостоились они,162 и об учении, которое получили они от Бога относительно чина163 этого отшельнического> образа жизни, и о страданиях и борениях, которые происходили с ними для их собственного научения и ради тех, кто следует по стопам их; и о различных победах и поражениях, восстаниях и падениях, которые они претерпели.

Короче, займемся только книгами, которые посвящены> монашескому пути и говорят нам о его порядке и внешней> форме.