О божественных тайнах и о духовной жизни

36. Но кто удостоился вкушения божественной любви, тот из-за сладости ее обычно забывает все - ведь от этого вкуса все видимые предметы кажутся> презренными; душа его с радостью приближается к просветленной любви к людям, не делая> различия между ними>; он никогда> не побеждается их слабостями и не смущается. Он подобен блаженным апостолам, которые среди всех зол, претерпеваемых от людей>, были совершенно неспособны ненавидеть их или пресытиться любовью к ним. Это проявилось на деле, ибо после всего прочего они даже и смерть приняли ради их искупления.43 И это были люди, которые совсем недавно умоляли Христа послать огонь с неба, чтобы истребить самарян - потому лишь, что те не приняли их в свое селение!44 Но после того, как получили они дар и вкусили любви Божией, усовершились они даже в любви к злодеям: терпя всевозможные напасти ради искупления их,45 они никак не могли ненавидеть их. Итак, ты видишь, что благодаря одним лишь заповедям не обретается совершенная любовь к людям.

37. Не то, чтобы борения и служение должны были мы оставить и не приближаться к ним - я не говорю этого. Но, трудясь в них соответственно времени и месту, мы должны уходить с открытого поля битвы46 и отдаваться безмолвию. И когда мы научимся даже там какому-либо частичному опытному познанию борьбы> с помыслами,47 мы должны снова оставить это и вернуться> на умственное поле битвы.48 В этих собеседованиях и в воспоминании о чудесном должны мы постоянно пребывать умом своим благодаря постоянному молитвенному воспоминанию. Так будем мы изо дня в день преуспевать, радуясь душою и совершенствуясь в Боге.

38. Просветленное размышление о Боге есть завершение молитвы; или скорее, оно есть первоисточник молитв - потому что также и сама молитва заканчивается помышлением о Боге.

39. Бывает, что из молитвы перенесен человек в изумленное размышление о Боге; а бывает, что из размышления о Боге рождается молитва.

40. Все это - различные этапы49 на пути, по которому> божественным образом бежит> ум на поприще50 мира, так что каждый человек взирает на свой венец.51 Венец инока есть умственное наслаждение, которое во Христе, Спасителе нашем. Кто нашел его, тот получил уже в сем мире залог будущих благ>.

41. О Христос, Источник жизни,52 удостой меня вкусить Тебя и да просветятся очи мои. О Милосердие и Сострадание, посланные миру, о Надежда твари, даруй мне> вкусить наслаждение надежды Твоей; да буду я слеп для мира, но просвещен духом; и через любовь Твою да будет опьяненной жизнь моя, чтобы мне забыть мир и дела его. Да будем мы пленены Тобою в разуме нашем, когда собеседуем мы с великим Твоим сиянием. Не оставь нас быть плененными миром через вредоносные53 собеседования с ним. Но удостой нас, по воле Твоей, служить Тебе бодрственно и прославлять Тебя без смущения, в великом покое, на всякий час.54 Даруй нам, Господи, уста, полные хвалы Твоей, а также разум, переносящий страдания. Просвети сознание наше чистотой,55 очищающей мысли,56 дабы стали мы жертвой приятной и непорочной для Тебя57 в часы молитв наших. Пусть сокровенная сила Твоя живет в нас, дабы укрепились чувства души нашей, дабы песнь, полную изумления, таинственно возгласила душа наша. И с аллилуиами58 вышних ангелов да восхвалим мы на всякий миг силу Бытия Твоего. И, словно на небе, на сокровенных членах наших да понесем святыню Божества Твоего. И со всеми святыми Твоими да возблагодарим великое имя Твое и да послужим Ему без насыщения, о славный по естеству Своему Отец, Сын и Дух Святой, во веки веков. Аминь.

1 Сир. herga - "размышление", "медитация". ^

2 Сир. renya d-hayye - "мысли о спасении" (букв. "мысли о жизни"). ^

3 Букв. "этого телесного служения". Сир. pulhana - "делание", "служение", "трудничество". ^

4 Или "единого", "единичного", "интегрального". ^

5 Букв. "против этих вещей>. ^

6 Букв. "сладость". ^

7 Или "духовным поведением" (сир. dubbara ruhana). ^

8 Сир. d-agona w-taktoa. Термины являются синонимами. Первый из них - калька с греческого agon (борьба). ^