О божественных тайнах и о духовной жизни
2 Сир. renya d-hayye - "мысли о спасении" (букв. "мысли о жизни"). ^
3 Букв. "этого телесного служения". Сир. pulhana - "делание", "служение", "трудничество". ^
4 Или "единого", "единичного", "интегрального". ^
5 Букв. "против этих вещей>. ^
6 Букв. "сладость". ^
7 Или "духовным поведением" (сир. dubbara ruhana). ^
8 Сир. d-agona w-taktoa. Термины являются синонимами. Первый из них - калька с греческого agon (борьба). ^
9 Еф.3:18. ^
10 Еф.1:8. ^
11 Букв. "блуждает по ним". ^
12 Сир. ida'ta d-su'rane соответствует греческому gnosis pragmaton (знание вещей, объектов, действий). ^
13 Ср. преп. Марк Подвижник. О думающих оправдаться делами, 144. ^
14 Синтаксис этого предложения сложен для перевода. Преп. Исаак как бы продолжает размышлять над словами преп. Марка Подвижника: "Знание вещей (действий) дается в соответствии с исполнением заповедей, а знание истины - по мере надежды на Христа" (О думающих оправдаться делами 145). ^
15 Смысл не вполне ясен. ^
16 В оригинале перед этой фразой стоит слово lam, соответствующее кавычкам в современных языках и обычно указывающее на цитату. Неясно, кого цитирует преп. Исаак и где кончается цитата. ^
17 Вар. "от открытия на практике вещей, принадлежащих Ему". ^
18 Преп. Исаак повторяет классическое утверждение святоотеческой литературы о невозможности видения природы (сущности) Божией, но возможности созерцания Его "славы" ("откровений", "энергий"). Выражение "облако ('arpella) славы" основано на Исх.20:21 (Пешитта). ^
19 Ср. Пс.103:4. ^
20 Т.е. грубостью материальной природы. ^
21 Вар. "хотя они участвуют> в Его действиях, насколько это возможно в жизни духа". ^
22 Букв. "душевная жизнь" (т.е. в отличие от жизни духа). ^
23 Вар. "что это достижимо для них". ^
24 Букв. "поставлено посреди". ^
25 Т.е. препятствия. ^
26 Сир. mqaddmut ida'ta соответствует греч. prognosis (предвидение, знание наперед). ^
27 Синтаксис этого абзаца крайне сложен. ^
28 Смысл фразы заключается в том, что Бог не изменяет Своих первоначальных намерений в зависимости от поведения и действий людей: конечное воздаяние основывается на Его предвидении, а не на человеческих деяниях. Более подробно те же мысли развиты преп. Исааком в беседах 39-й и 40-й. ^
29 Преп. Исаак употребляет три термина, которые являются синонимами и означают "движения". ^