О божественных тайнах и о духовной жизни

5 Сир. qibota (ср. греч. kibotos). Тема ковчега завета (ср. Исх.26:10-22) играет важную роль в восточно-христианской анти-иудейской литературе VI-VII вв. ^

6 Т.е. народ израильский. ^

7 Ср. Числ.10:35-36. ^

8 Ср. 1 Цар.4:7. ^

9 Букв. "в великом знании о Боге". ^

10 Ср. Ис.Нав.7:6. ^

11 Или "откровения страха Божия". ^

12 Букв. "что совершались тогда". ^

13 Иными словами, без веры в события, описанные в новом Завете, невозможно полноценно воспринять и то, о чем говорит Ветхий Завет: эта мысль является отголоском анти-иудейской полемики. ^

14 Букв. "по морям" (т.е. по поверхности моря). ^

15 Или "крестного знамения". ^

16 Т.е. вышеупомянутые предметы ветхозаветного богослужебного обихода (ковчег, скрижали завета и пр.). ^

17 Иными словами, религия Креста принесла миру иное отношение к смерти: ее больше не боятся, как боялись в дохристианской древности. Содержит ли этот текст Исаака ссылку на времена мученичества, когда женщины и дети оказывались перед лицом смерти? Христианское спокойствие перед лицом смерти, согласно Исааку, оказало влияние и на языческий мир: отношение к смерти стало менее драматичным. ^

18 Ср. Исх.20:4-5. ^

19 Преп. Исаак проводит различие между идолами как изделиями рук человеческих и теми произведениями культового искусства, которые создавались руками человеческими во славу имени единого Бога. Иными словами, значение имеет не сам факт создания того или иного предмета культа людьми, но то, кому он посвящен. ^

20 Букв. "Также и здесь - с вещами, относящимися> к Кресту". ^

21 Т.е. в ковчеге завета. ^

22 Эти слова отражают практику древней Церкви, не знавшей специальных молитв на освящение Креста: считалось, что Крест, как только он изготовлен, становится источником освящения людей и местом божественного присутствия. ^

23 Букв. "немых". ^

24 Образ Креста. ^

25 Ср. Ин.2:19-21. Христологический язык этого и следующего абзацев соответствует традиционной восточно-сирийской терминологии. ^

26 Деян.26:7. ^

27 Т.е. если бы христиане поклонялись Кресту как идолу, они были бы наказаны; поклоняясь же ему как знаку присутствия Божия, они понимают истинный смысл почитания Креста. ^

28 Ср. Исх.25:17; 21-22. ^

29 Т.е. чем у прочих принадлежностей Скинии. ^

30 Имеются в виду восточно-сирийские писатели Нарсай и Бабай Великий, у которых встречается подобная интерпретация. ^

31 Или "Началообраз" (букв. "глава образов"). ^

32 Ср. Числ.16:35. ^