О божественных тайнах и о духовной жизни

44. В соответствии с направленностью и целью своего сознания,97 человек или приближается к Богу, или отпадает от истины; а не в соответствии с внешними признаками98 того, что совершается или чем пренебрегают. Ибо вот, многие из древних Отцов - я говорю о некоторых великих отшельниках - даже не знали псалмов, и однако наподобие огня восходили молитвы их к Богу благодаря прекрасным деяниям99 и смиренному сознанию, которыми они обладали. Слова их прогоняли демонов, как мух, которые улетают от нас. Но многие использовали молитву для извинения своей лени и гордыни: не получив благую часть,100 они и ту часть>, которую имели, потеряли. И хотя ничего не удержали они в руках, вообразили они, что достигли совершенства.101 Другие же только по причине своего воспитания и своей образованности вообразили, что этого будет достаточно им, чтобы обрести познание истины: понадеявшись на свою светскую культуру102 и обычное чтение, они отпали от истины и не смирили себя, чтобы снова> встать.

45. Ибо если молитва исполняется в различных внешних формах, она является исполнением не только псалмопения, но и всех добродетелей. Чтобы мы не воспринимали103 это утверждение как что-либо обычное, рассмотрим и изучим истину посредством точного исследования.

46.

И орошается он слезами, или от некоей радости умолкает язык его, и по причине дивных прозрений льются слезы его и омывают лицо его, когда душа его бывает восхищена и исполнена неописуемого упования.

47. Итак, брат мой, считаешь ли ты праздностью это оставление службы, это прекрасное изменение и другие вещи, которые случаются с отшельниками в молитве и во время службы? Ведь не обо всех этих вещах позволительно говорить! Но те, о которых я сказал, относятся к святому псалмопению, когда оно поглощено чистой молитвой:105 они не относятся> к извращенному умонастроению106 мессалиан или к расслабленности и лени. Совершенным деланием должно считать такую службу, ибо в ней приближаемся мы к тем вспоможениям, которые - от благодати.

48. Да удостоит нас Бог вкушать от благодати Его во все времена, дабы приближаться нам к изумлению Им через ощущение величия Его в службах и молитвах наших. И да даст Он нам премудрость тайн Своих, дабы нам отделиться от мира и раствориться в любви Его,107 по молитве Отцов наших, которые шли этим путем, угождали Ему и хорошо служили Ему. Аминь.

1 Сир. eskima (внешняя форма) является калькой с греч. schema (образ, форма, внешний облик). В данном контексте термин означает определенные положения тела, а также внешние знаки богопочтения (крестное знамение, поклоны и пр.), которыми должна сопровождаться молитва. ^

2 Букв. "с пустыми мнениями". Вар. "с праздным разумом". ^

3 Букв. "даже если бы мы поднялись на высоту в нашем образе жизни". ^

4 Букв. "служба псалмов". ^

5 Здесь и далее в настоящей беседе оппонентами преп. Исаака являются мессалиане. ^

6 Сир. metabqanuta d-men alaha соответствует греч. egkataleipsis tou theou (богооставленность). О богооставленности см. примеч. 18 к Беседе 1. ^

7 Букв. "В четырех формах бывает всякое изменение всякой существующей деятельности (или "всякого существующего действия") по отношению ко всем лицам всех мер". ^

8 Букв. "и безумного намерения расслабленности". ^