Answers to Questions from Orthodox Youth

For a modern secular person, witchcraft is an "imaginary crime". And therefore it is understandable that such a person will be indignant at the execution of people for those crimes that they did not actually commit. But from the point of view of Theosophists, witches were witches and magicians were magicians, devils were devils, and corruption was corruption. "And the devil can be made to dance. Devils can't stand light and noise. It is not for nothing that shamans beat tambourines to get rid of low spirits"[48]. "The ignorant laugh at the existence of Satan and thus confirm the correctness of what was said by one subtle thinker: "The victory of the devil is that he was able to convince people that he does not exist." After all, when we do not believe in something or deny it, we cease to be afraid of it and the more easily we fall into the snares set by the numerous minions of darkness"[49]. "Witchcraft is unacceptable as a crime against humanity. Witchcraft should not be understood as evil against one person. The consequence of sorcery is much more harmful—it disturbs cosmic manifestations, it brings confusion into the supermundane strata. If the sorcerer failed to defeat the enemy, this does not mean that his blow did not kill several people somewhere, perhaps in different countries. Perhaps the vibration of evil will has found affirmation in the most unexpected place. It is impossible to imagine how many deaths and illnesses have been caused by evil will. Clouds of claws are rushing across the space, no one will take into account where this poisonous pack will land. A strong spirit will protect itself from evil sendings, but somewhere a weak person will get their infection. It is impossible to take into account such cosmic harm. Even Grace will not reach the full extent if it is spent along the way to disperse evil. It is possible to warn mankind very much against any sorcery," says Roerich's treatise "Aum" (Chapter 28).

And, therefore, if the Renaissance or modern European society committed a crime by executing these sorcerers, then it must still be taken into account that it was a retaliatory measure: retribution with crime for crime, harm for harm. And, besides, it was a crime committed in a state of passion. A crime committed by frightened people who were really afraid of witches, because they believed in the reality of witchcraft...

Да, сжигать людей — мерзко. «Еретика убивать не должно» — говорит св. Иоанн Златоуст (Беседы на Евангелие от Матфея, 46,1). Но историк тем и отличается от моралиста, что он должен понимать логику событий и мотивы лиц, творивших нашу историю, а не просто выставлять им оценки за поведение…

Если же моралист осуждает одних преступников (инквизиторов) ради того, чтобы безусловно обелить другую группу преступников (колдунов), то здесь возникает вопрос — а есть ли у этого моралиста вообще нравственное право на то, чтобы считаться моралистом…

Так что вовсе не с наукой воевала инквизиция, а с магическим суеверием. Оттого и рождение науки пришлось на пору расцвета инквизиции…

Вера научных революционеров

Понимаю, что человек, воспитанный в советской школе ответит: да, толпа в ту пору была одержима религиозным мракобесием. Но те светлые гении, что создали науку, опередили свое время и уже порвали связь с оковами ортодоксии…

Но здесь свои вопросы будет задавать уже не столько логика, сколько история. Дело в том, что творцы новой картины мира были как раз весьма религиозными людьми.

Так, Николай Коперник был каноником, управляющим хозяйством Вармийской епархии, членом епархиального совета.

Иоганн Кеплер три года учился на богословском факультете Тюбингенского университета, но его, помимо его воли, избрали преподавателем математики в Граце. «Для Кеплера такое решение означало крах всех его многолетних надежд. Он не мог себе представить, что дорога к карьере священника для него отныне закрыта, но тем не менее вынужден был подчиниться. Но глубокая религиозность и стремление «согласовать» науку со своим выстраданным и искренним представлением о Боге остались характерными для всей его жизни»[50]. «Я хотел быть служителем Бога и много трудился для того, чтобы стать им; и вот в конце концов я стал славить Бога моими работами по астрономии… Я показал людям, которые будут читать эту книгу, славу Твоих дел; во всяком случае, в той мере, в какой мой ограниченный разум смог постичь нечто от Твоего безграничного величия» (Иоганн Кеплер)[51].

Галилей в 14 лет поступил послушником в орден иезуитов, «однако отец Галилея вовсе не желал видеть своего сына монахом и забрал его домой под предлогом того, что тот нуждается в лечении глаз»[52].

Лейбниц (если кто забыл — это создатель системы дифференциального исчисления) свой главный труд посвятил «теодицее» — «оправданию Бога»[53].

Ньютон писал толкования на библейские книги прор. Даниила и ап. Иоанна Богослова[54].

Декарт (если кто опять-таки забыл — это создатель т. н. «декартовой системы координат») получил образование «в иезуитском колледже, цитадели антиоккультизма»[55] В переписке со шведской королевой Христиной[56] и богемской принцессой Елизаветой он защищал католичество[57] и наставлял в благочестии — «первое и главное познание состоит в понимании, что существует Бог, от которого зависят все вещи: это научит нас принимать как благо все, что с нами случается, ибо все это явно послано нам Богом»[58]. Напомню, что пишет это Декарт тяжело больной женщине, пишет, вспоминая и собственный опыт болезней и эти его слова нельзя не сопоставить с со свидетельством св. Иоанна Златоуста (также не отличавшегося крепким здоровьем): «Тот, кто научился благодарить Бога за свои болезни, недалек от святости»…