On Hearing and Doing
совершенно незачем было Православию
залетать – а есть. И в целом ряде мест вот
так рождается маленькая группа в три
человека, пять, десять человек;
передвигаются люди, попадает куда-то живой
человек и начинает оживлять жизнь, и так
постепенно складывается что-то. Тридцать
лет тому назад у нас был один священник и
один приход Русской Православной Церкви на
всю Великобританию и Ирландию; теперь у нас
восемь приходов, восемь священников,
несколько диаконов и семь или восемь мест,
где мы регулярно совершаем богослужение.
Прихожане
– смесь. Греки – особая статья;
православных греков в Англии почти 150 тысяч,
это большей частью выходцы из Кипра,
которые переехали в Англию в момент
беспорядков, войны там; они живут густыми
массами, английскому языку не научились за
пятнадцать лет и не научатся за следующие
десять, и живут они своими закрытыми
общинами. У нас раз в год, в воскресенье
Торжества Православия, бывает
всеправославное богослужение, толпы
собираются, мы друг на друга смотрим и
улыбаемся; они говорят: "Благословите!"
– я их благословляю, и после этого конец
всему нашему разговору.
русской области у нас есть первое поколение
наших эмигрантов. Самой старшей нашей
прихожанке сейчас подходит сто первый год.
Я, хотя мне теперь под 65, из молодых в этой
группе. Это основная чисто русская группа: и
русского языка, и русской культуры, и
русского воспитания; но затем идут четыре
поколения смешанных браков. Наша староста
– моя сверстница, старый мой друг, вполне
русская по образованию, культуре и т. д.; ее
мать вышла замуж за англичанина в России
еще лет за десять до революции. Она, значит,