«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Как нам преобразить наш крест в Крест Христов? Святитель Игнатий отвечает: «Крест твой тогда изменяется в Крест Христов, когда ученик Христов несет его с деятельным сознанием своей греховности, нуждающейся в казни, — когда несет его с благодарением Христу, с славословием Христа. От славословия и благодарения является в страдальце духовное утешение; благодарение и славословие делаются обильнейшим источником непостижимой, нетленной радости, которая благодатно кипит в сердце, изливается на душу, изливается на самое тело». Таким образом, из этих слов мы видим, что неизбежный жизненный крест может быть как спасительным, так и гибельным. И зависит это от того, как мы к нему относимся. Яркий пример того и другого отношения дают два распятых со Христом разбойника: один из них, признав себя злодеем, достойным казни, спасся и вошел в Рай, другой же ропотом и хулой оттолкнул свое спасение и погиб.

Все мы, братия и сестры, перед Богом в той или иной степени являемся грешниками и разбойниками. И именно по этой причине нам, как и тем двум, посылается от Бога крест. Понесем же, подобно разбойнику благоразумному, этот крест с терпением и благодарением Богу. Вместе с ним признаем себя грешниками, достойными самого тяжкого креста. Когда найдут на нас скорби и болезни, будем молиться словами этого разбойника: достойное по грехам моим приемлю, помяни меня, Господи, во Царствии Твоем! Так нужно нам поступать при всякой скорби. Украли, например, у нас кошелек с зарплатой или пенсией — не будем роптать, но будем благодарить Бога за посланную скорбь. Постигло нас горе, сгорел дом — перенесем это с благодарением, считая себя грешниками, достойными всякого наказания. Посетила ли нас болезнь, обнаружили у нас язву желудка, или диабет, или даже рак — будем и тогда молиться молитвой разбойника, признавая себя достойными всякой казни. Если Христос, наш Царь и Господь, подъял скорби в нашем мире, то нам ли, непотребным Его рабам, роптать на скорби? Если Он, безгрешный, претерпел поругание и Крест, то нам ли, грешникам, бегать от креста? Научимся же переносить земные скорби благодушно и с благодарением Богу. Ибо, поступая так, поистине будем мы верными последователями Спасителя нашего, побеждающими мир со всеми его бедствиями и скорбями.

Так побеждали мир апостолы Христовы, которые, чем больше на них обрушивалось бед и скорбей, тем больше они горели любовью к Богу, так что никто и ничто не могло отлучить их от Христа. «Кто отлучит нас от любви Божией, — писал святой апостол Павел, — скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

Итак, братия и сестры, будем подражать святым в несении нашего креста. Понесем все приключающиеся с нами скорби с верой и благодарением Богу. Признаем себя грешниками, достойными всякого креста и всякой казни. Ибо если будем так поступать, то в конце земного пути и мы, подобно святым, взойдем со своего креста на небо. Аминь.

Молебен в школе искусств

Творчество — один из признаков богоподобия человека. Бог есть Творец, и человек — образ Божий — тоже имеет способность к творчеству. Бог — Творец в собственном смысле слова, Творец с большой буквы, человек — творец с маленькой буквы. Бог творит все из ничего, Он свободен в Своем творчестве и не связан ничем, человек же творит из материи, руководствуясь вложенными в него Богом законами разума, гармонии и красоты.

В чем же состоит цель и смысл творчества человека? Эти цель и смысл состоят в том, чтобы найти в окружающем нас мире красоту, истину, добро, мудрость и, выразив это в своем творчестве, донести до людей. Теоретически, кажется, все просто и ясно, однако на практике достигать такой цели всегда бывает нелегко. Почему? Потому что, как нам известно из Библии, человек живет в мире глубоко падшем и поврежденном. В нашем мире все, что первоначально замыслил Творец о Своем создании, часто бывает искажено, изуродовано и повреждено — повреждено как первородным грехом Адама, так и тем бесчисленным злом, которое совершали люди во все века своей истории. И по этой причине на земле всегда бывает непросто отделить красоту от безобразия, правду от лжи, добро от зла, а истинную мудрость от ложной. Вот и художнику непросто бывает увидеть в мире истинное добро и красоту, а увидев их, выразить в своих произведениях и донести до людей. Но в этом как раз и заключается смысл истинного творчества, и именно в этом направлении всегда должен двигаться настоящий художник, писатель, поэт или музыкант.

Каждый из нас в свою меру способен видеть красоту. Красота, добро и истина — это проявления Бога в нашем мире. Бог свят, и все дела Его святы, а потому, чтобы увидеть дела Божии, нужно и самому быть святым или хотя бы стремиться к святости. Нужно иметь душу, очищенную от грехов и страстей. Душа человека — как глаз: если глаз чистый, то он ясно все видит, а если в него попала грязь, то он перестает ясно видеть вещи. Так и душа — если она чистая, то ясно видит Божественные смыслы и Божественную красоту в мире и может передать это другим. И чем больше человек очистит себя, тем выше будет его творчество, тем ярче будут светить в нем истина, добро и красота.