«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Наша эпоха есть эпоха триумфального шествия язычества в мире. Целые страны, народы и континенты, некогда бывшие христианскими, сегодня живут полностью по-язычески, — совершенно так же, как язычники в Древнем Риме, Вавилоне или Египте. Такой своей жизнью они показывают, что небесная истина, принесенная на землю Спасителем мира, им не нужна, что они не желают идти Евангельским путем, но хотят жить, как жили испокон веков язычники до Христа. Как и те древние язычники, они не знают ничего духовного, но пребывают всецело в состоянии плотском и душевном. Современный мир буквально затоплен морем языческой бездуховности. Его идеалы, идеи и ценности есть идеалы и ценности языческие, они чужды Духа, чужды Евангельской истины, являются именно теми «плотью» и «кровью», о которых сказано, что они Царствия Божия не наследуют. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно просто посмотреть телевизор, Интернет, полистать журнал, пройтись по улице, посмотреть на вывески и витрины.

Христиан, которые и в наше время не забыли Евангельский идеал, не забыли, «какого они духа», осталось очень и очень мало. Это как какие-нибудь крошечные, едва заметные на карте островки посреди бушующего океана языческой бездуховности. Вероятно, таким же это соотношение было и во времена апостола Павла, когда очень небольшое число первых христиан жило в окружении огромного языческого мира. К ним и обращал святой Павел слова, призывающие, чтобы они не жили как язычники: «Я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью…»

Слова эти, братия и сестры, имеют к нам прямое отношение, потому что мы живем в очень похожих условиях. Прислушаемся же к ним и не будем поддаваться тлетворному духу времени, пытающемуся отторгнуть нас от Христа, отвратить от пути спасения, лишить того, чего не стоит вся вселенная, то есть вечной жизни с Богом. Будем как зеницу ока хранить то, что ведет нас к этой жизни, — православную веру и предание святых нашей Церкви. Хотя мы и недостойные, и грешные, и не живем так, как должны жить, но все же пока не до конца растеряли вверенное нам сокровище истинной веры и благочестия. Всем известны слова Господа из книги Апокалипсис: «Се, гряду скоро, держи то, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего». Сохраним же, по слову Господа нашего, тот бесценный дар, который мы имеем, — истинную веру и духовность православия. Аминь.

О добродетели милосердия. Святой Петр Мытарь

Одной из самых важных христианских добродетелей является милосердие. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», — говорит наш Спаситель. Тот, кто творит милостыню, уподобляется Самому Господу Богу, Которого Писание весьма часто называет щедрым и милостивым. Милосердие есть великая добродетель, и нередко она способна творить самые настоящие чудеса, например, производить полный переворот, полное перерождение в человеке, сделавшем кому-либо добро. Примеров тому в истории Церкви очень много, и один из них — житие святого праведного Петра Мытаря, память которого совершается 5 октября.

Петр жил в северной Африке в VI веке и служил мытарем, то есть ответственным за сбор налогов и таможенных пошлин при дворе правителя этой области. Следовательно, по-нашему, он был довольно богатым и высокопоставленным чиновником. При этом он отличался крайним жестокосердием — никогда никому ничем не помогал, ни разу никому не подал милостыни, а к Церкви был совершенно равнодушен. Однажды нищие, убогие и калеки того города, сидевшие на площади, разговаривали между собой и хвалили добрых людей, которые им помогали. Между прочим зашла речь и о Петре, и все нищие стали ругать его за скупость и жестокосердие. Они спрашивали друг друга, получил ли кто-нибудь от Петра хотя бы один грош, и вот выяснилось, что никто и никогда от Петра не получил ничего, никакой помощи и никакой милостыни. Тогда один из присутствовавших нищих сказал своим товарищам: «Что вы дадите мне, если я сейчас пойду и выпрошу у Петра милостыню?» Они, посовещавшись, собрали ему залог, сказав, что он получит его, если сумеет выпросить у Петра хоть что-нибудь.

И вот этот нищий пошел к дому Петра и стал ждать. Вскоре Петр вышел из дома, — он вел осла, навьюченного сумками с хлебами. Приблизившись, нищий стал просить милостыню. Петр не слушал его. Нищий плакал, увивался, умолял, упрашивал и так надоел Петру, что он стал искать камень, чтобы запустить в назойливого просителя. Однако камня не было, и вот Петр, в гневе, не имея под рукой ничего другого, схватил один из хлебов и бросил им в нищего. Тот сразу подхватил хлеб и побежал к своим товарищам, хвалясь, что сумел выпросить у самого Петра нечто; при этом он благодарил Бога, что Он помог ему выпросить хлеб.