«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Книжники и саддукеи – типичные мелочные люди и циники. Их кичение своим мнимым величием делает их настоящими шарлатанами.

Священники еврейские, как и фарисеи, полны лицемерия, но в большинстве своем они типичные завистники. Ослепленные завистью ко Христу, они говорят одни только глупости. Когда Христос лечит больных, они кричат: Он богохульствует240. Когда Он изгоняет из людей бесов, они говорят: изгоняет бесов силой князя бесовского!241 Когда Господь творит великие и славные дела на пользу людям, они завистливо вопят: «Неужели в субботу?»242.

Князь Иаир, умоляющий Иисуса спасти его умирающую дочь243; жена кровоточивая, ищущая исцеления от прикосновения к одежде Иисусовой244; прокаженные, слепые, парализованные, немые, глухие, сгорбленные, иссохшие, горячечные и другие бесчисленные люди, взывающие ко Господу о помощи, представляют всех страдальцев и несчастных от тех времен и доныне, которым весь мир не в состоянии помочь и которые прибегают ко Христу Богу за помощью с полной верой и надеждой.

Вдовица, стыдливо245 и украдкой пожертвовавшая на храм свои последние две лепты, представляет те благородные души, что жертвуют на святыню или сироте Бога ради, а не ради похвалы человеческой: Бог видит – люди видеть не должны.

Князь Никодим, тайно посещающий и слушающий Иисуса, страшащийся своих еврейских друзей246,– представитель тех ученых господ, сербских и чужестранных, которые остерегаются, как бы им не оказаться осмеянными или не понести ущерба от своих неверующих приятелей.

Ирод Младший, убийца Иоанна Предтечи247, представляет тип человека, ненасытного в плотских наслаждениях, который в этой своей ненасытности готов переступить через все законы Божии и человеческие. Умер он, изъеденный червями248.

Иродиада и дочь ее, танцовщица Саломия249,– тривиальные блудницы из так называемых аристократических кругов250.

Понтием Пилатом251, наместником римского кесаря в Иерусалиме, руководили в делах два чувства: ненависть к евреям и страх перед кесарем. Это тип всех бюрократов, готовых попирать каждого, кто меньше их, чтобы угодить своему начальнику и получить продвижение252.

Богач, спрашивавший Иисуса, что ему делать, чтобы стяжать Царство Небесное, услышав ответ Спасителя: пойди, продай имение твое и раздай нищим… и следуй за Мною253, опечалился весьма, ибо был очень богат. Типичный пример людей, в чьих душах идет борьба за выбор между Царством Небесным и земным; придавленные гнетом богатства, они остаются приверженцами земного.

Жена-самарянка254, Фотина255, представляет женщину-грешницу, которая под воздействием Иисусова лица и голоса переживает духовное очищение и постепенно изменяясь, становится Его вдохновенной последовательницей.

Жена Зеведеева, мать апостолов Иакова и Иоанна, просит у Иисуса почетных мест для своих сыновей в Его Царстве256. Она типична для всех матерей, по тщеславию считающих своих детей лучше прочих людей и требующих для них первых мест и высших почестей.

Жена Пилатова предупредила своего мужа, когда он судил Христа: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него257. Она представляет тех многих жен, которые знают о духовном мире и ощущают его, но вынуждены мученически покоряться неверующим мужьям.

Многие из учеников Христа оставили Учителя своего из-за того, что не поняли Его слов: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную... и пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 54, 56). Они представители так называемых интеллектуалов всех времен, которые отрицают непостижимые тайны Божии и бегут от Христа только потому, что их мозговые извилины не в состоянии постичь страшных высот и глубин неба и земли.

Книжник некий сказал Иисусу: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Он представляет тип людей, из которых одни не задумываясь, легко принимают закон Христов, а другие так же бездумно и легкомысленно идут в монастырь, чтобы стать монахами и быть со Христом, но скоро пугаются и отшатываются от тернистого пути, едва наступят на какое-нибудь терние. Потому Иисус предупредил этого книжника и сказал ему: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову258. Он хотел этим сказать ему: «Поразмысли хорошенько: тяжек путь, на который ты решаешься, как бы ты так же быстро не свернул с этой стези, как вступил на нее. Когда возлагаешь руку свою на плуг, намереваясь пахать, не озирайся назад»259.