Недостоин тот, кто считает себя достойным

На вопросы посетителей портала "Православие и современность" отвечает настоятель Архиерейского подворья - храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" г. Саратова игумен Нектарий (Морозов)

Сегодня люди очень часто принимают крещение уже в зрелом возрасте, за спиной - много всего, в том числе, к сожалению, и грехов. Надо ли исповедоваться в них или же они все прощаются в самом таинстве и их можно просто забыть?

Согласно учению Православной Церкви, в крещении человек действительно получает прощение всех прежде соделанных грехов, из купели он выходит омытым от их нечистоты, подобным младенцу, родившемуся по благодати Божией для новой, святой и праведной жизни. "Юридически" необходимости в исповеди за прожитую до крещения жизнь, кажется, нет. Однако на деле это не совсем так.

В первые века христианства, когда оно только входило в жизнь человеческого общества, когда за свою верность Христу людям приходилось платить и несением креста гонений, и страданиями, и даже смертью, отношение к принятию крещения было совершенно иным. Оно становилось моментом коренного изменения жизни, и шел к этому моменту человек иногда месяцы, иногда годы (хотя в некоторых случаях обращение и перемена и вслед за тем крещение - все происходило очень быстро). Непременным условием его становилось: Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1, 15), то есть крещение обязательно предполагало осмысление прожитого до него отрезка жизни в свете заповедей евангельских, покаяние в том, что этим заповедям было противно, и новую жизнь по тем же заповедям после вступления в Церковь. И вполне обычной, само собой разумеющейся вещью было то, что крестившиеся крестились исповедуя грехи свои (Мф. 3, 6). Поэтому можно сказать, что исповедь перед крещением или даже в момент крещения являлась традицией древней Церкви.

В наши дни такую традицию нельзя назвать распространенной повсеместно. Подобной практики (исповеди перед крещением) придерживаются в немногих храмах. А между тем необходимость в подобной исповеди есть, и очень большая.

Если в древности крещению предшествовал, как правило, достаточно длительный период оглашения и наставления в вере Христовой, в нравственных и догматических истинах христианства, то сегодня люди приходят в храм и погружаются в купель крещения в полном смысле слова "с улицы", не только не наставленные в истинах Православия, но очень часто не читавшие Евангелия, не державшие его в руках и даже не знающие порой, что представляет собой эта книга Таким образом, сам обряд крещения превращается для таких людей во что-то таинственное, но совершенно непонятное. Они не понимают, от чего, от каких "дел сатаны" отрекаются, в чем заключается их "сочетавание" со Христом, какие обеты они дают, какую ответственность берут на себя.

Выйдя из храма, только-только омытые в купели крещения, люди сразу же вновь впадают в свои прежние грехи, попирают данные обеты, возвращаются к тому, от кого отреклись[1], отпадают от Того, с Кем сочетались. И это бывает очень горько, поскольку таким образом попирается величайший дар Божий человеку - дар прощения грехов и рождения в вечную жизнь.

Вот почему очень важно, чтобы крещению обязательно предшествовала обстоятельная беседа с разъяснением основных христианских истин, прочтение Евангелия и - осмысленная, сознательная исповедь во всем, чем отяготил человек свою совесть до этого момента. Тогда-то и приходит понимание того, что должно остаться в прошлом, к чему человек уже не должен возвращаться по принятии крещения,- приходит понимание того, что такое грех. И есть надежда, что после такого, пусть и малого, краткого приготовления человек сможет по-настоящему войти в церковную жизнь, что крещение не останется для него формальностью.

Почему после крещения, когда прощаются все грехи человека, снова нужна исповедь?

Крещение омывает грехи, но отнюдь не упраздняет их в последующей жизни христианина. Оно реально дает человеку возможность достигнуть святости, но путь к ней лежит через познание своего падения, своей страстности, немощности, неспособности что-либо доброе сделать без Бога. И такое познание христианину, внимательному к себе, очень скоро доставляет его повседневная жизнь. Он на опыте узнает, что все его земное бытие является постоянной борьбой с грехом в себе, с преодолением окружающих его в мире соблазнов. Причем борьба эта бывает подчас очень и очень жестокой, требующей напряжения всех внутренних сил человека, а еще более - его молитвенного обращения к Богу, всеусильного искания помощи Божией, без которой все останется тщетным. Борьба эта с полным правом может называться борьбой не на жизнь, а на смерть, потому что от исхода ее зависит вечная участь, вечная жизнь человека.

Но естественно, что как бы строг ни был к себе христианин, как бы серьезно ни относился к делу своего спасения, все равно на поприще борьбы он не обойдется без временных поражений, более или менее крупных, но так или иначе удаляющих его от Бога. И именно поэтому на протяжении всей своей жизни христианин нуждается в таинстве Покаяния. Не будь этого таинства, не спасся бы никто, потому что пред Богом грешны все, нечисто пред Ним, по слову книги Иова, и самое небо (Иов 15, 15).

"Источник слез после крещения,- говорит преподобный Иоанн Лествичник,- больше крещения, хотя сии слова и кажутся несколько дерзкими, ибо крещение очищает нас от прежде бывших зол, а слезы очищают грехи, сделанные и после крещения. Крещение приняв в младенчестве, мы все осквернили его, а слезами снова очищаем его. И если бы человеколюбие Божие не даровало нам оных, то поистине редки были бы и едва обретались бы спасающиеся"[2].

Решила исповедаться. Впервые. Очень волнуюсь: мне 32 года, очень много грехов. Прочитала, что нельзя приступать к исповеди, находясь с кем-то в ссоре. А как быть, если эта ссора произошла много лет назад, мучает вина, но просить о прощении уже нельзя по разным причинам?

Очень отрадно, что эта мысль - приступить к Богу с покаянием - нашла отклик в Вашем сердце. Покаяние - то, с чего начинается наша жизнь в Церкви и наша жизнь в Боге. Волнение естественно: ведь говорить на исповеди нам приходится не о чем-то приятном, а, наоборот, о самом горьком и скорбном, что только есть в нашей жизни,- о грехах. Но после исповеди, чистой и искренней, это волнение сменяется радостью от сознания своего примирения с Богом, ощущения, что мы, подобно блудному сыну, вновь возвратились в отеческий дом, наполненный любовью и теплом.