Православие и современность. Электронная библиотека.-Архимандрит Макарий (Веретенников)-Домашнее благочестие и защита

В Символе веры, составленном на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) Вселенских Соборах, мы “...Исповедуем ЕДИНО Крещение во оставление грехов”. Его преподает Православная Церковь всем приходящим в церковную ограду, даруя обетование вечной жизни и спасения.

Нередко у людей, лишь недавно пришедших к вере, жизнь как бы делится на две части. Они молятся, ходят в храм и приступают к церковным Таинствам, но не оставляют мелких бытовых привычек, среди которых выросли, не подозревая о том, насколько важны даже самые малозначащие вроде бы подробности нашей повседневной жизни для жизни духовной. Ведь понятие благочестия включает в себя не только минуты и часы молитвы, но все наше поведение во время жизни. И пища — основа физической жизни — может пойти во вред, если она невнимательно приготовлена и так же небрежно съедена.

“Благодарим Тя, Христе Боже наш…”

Так начинается молитва, которую верующие произносят после еды, обращаясь к Богу со словами благодарения, так как Он есть Источник жизни и Податель всякой благостыни. Перед вкушением же пищи произносится Господня молитва со словами “хлеб наш насущный даждь нам днесь” (Мф. 6, 11). В монастырской жизни принятие пищи является непосредственным продолжением Богослужения и его завершением. Так пища духовная предваряет пищу телесную.

Не менее важен в жизни христианина и вопрос приготовления пищи, которое также должно сопровождаться призыванием имени Божия; приготовляемая пища обязательно осеняется крестным знамением для ее освящения. Из Жития Московского святителя Ионы († 1462; пам. 31 марта) узнаем интересный случай. Однажды Митрополит Фотий († 1431; пам. 2 июля) посетил Симонов монастырь. На пекарне он увидел юного, утомившегося и задремавшего инока Иону, имевшего руку, согбенную для совершения крестного знамения. Так его монастырское послушание было сопряжено с молитвенным деланием.

Подвижник нашего времени, старец Серафим Вырицкий († 1949) говорит: «Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу. Раньше все делали с молитвой на устах: пахали — молились, сеяли — молились, собирали урожай — молились. Сейчас мы не ведаем, какие люди готовили то, что мы вкушаем. Ведь часто еда приготовлена с хульными словами, руганью, проклятиями. Поэтому обязательно нужно окроплять трапезу Иорданской (крещенской) водой — она все освящает, и можно не смущаясь вкушать то, что приготовлено.

Все, что мы вкушаем,— это жертва любви Божией к нам, людям; через пищу вся природа и ангельский мир служат человеку. Поэтому перед трапезой нужно особенно усердно помолиться. Прежде всего мы призываем благословение Отца Небесного, читая молитву “Отче наш”. А там, где Господь, там и Божия Матерь, там и Ангелы, поэтому поём: “Богородице Дево, радуйся...” и тропарь Ангельским Силам: “Небесных воинств Архистратизи...” Недаром мы говорим: “Ангела за трапезой” — и воистину Ангелы с нами за трапезой, когда мы с молитвой и благодарением вкушаем пищу. А там, где Ангелы, там и все святые. Поэтому мы поем тропарь святителю Николаю, призывая вместе с ним благословение всех святых на нашу трапезу.

Так и молились всегда перед едой у батюшки, и он благословлял своих духовных чад неукоснительно соблюдать это молитвенное правило»2.

За последние десятилетия многие вековые традиции русского народа утратились. Поэтому современная хозяйка зачастую не знает, что приготовляемую пищу необходимо обязательно перекрестить. Но в связи с развитием технического прогресса стало привычным во время приготовления и принятия пищи смотреть телевизор, слушать радио. При этом нередко эфир может быть наполнен выступлениями экстрасенсов, целителей и др. Так духовный вакуум в жизни заполняется другими, темными силами.

Говоря о необходимости возрождения Православия и возвращения к национальным традициям, не следует чего-либо выдумывать, нужно возрождать то, что было повседневной благочестивой традицией русской семьи. В наше время издаются необходимые книги о православной пище, но не менее важна и традиция благоговейного отношения к ее приготовлению и принятию.