Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Евангелие истинности. Я готов признать, что и лично, и коллективно мы очень

далеки от этого идеала. В чем я не так убежден, так это в том, что вы

сказали относительно секулярной мысли, потому что мне кажется, что по крайней

мере западноевропейская секулярная мысль или секулярная мысль, развившаяся на

основе западноевропейской культуры, глубоко пронизана Евангелием. Например,

понятие ценности человеческой личности было внесено в древнее общество

Евангелием, прежде такого понятия просто не существовало. И очень многое, что

теперь стало всеми признанным общим местом, было ново в свое время, а теперь

действует в обществе, словно дрожжи в тесте.

М.Ласки: В этом я совершенно согласна с вами. Я лишь хочу

сказать, что за последние двести лет, по крайней мере с середины

XVIIIстолетия, эти принципы, которые представляются мне венцом западной

цивилизации, фактически перешли из рук религии в светские руки; и поскольку за

этот период произошел (как мне кажется) большой нравственный скачок вперед,

благодарить за это надо не церкви и синагоги.

Митр.Антоний: Меня поражает, что у верующих была и до сих пор

есть злосчастная тенденция уходить от трудностей и проблем жизни в

«благочестие»— в кавычках…

М.Ласки: Да. И я рада, что вы упомянули это.

Митр.Антоний: Это же очевидно! Гораздо легче удалиться в свою

комнату и произнести: «О Господи, пошли хлеб голодающему!», чем что-то сделать

в этом отношении. Я только что был в Америке и слушал чьи-то рассуждения о том,

что он готов жизнь отдать для голодных и нуждающихся; я его просто спросил,

почему он, завзятый курильщик, не пожертвует в их пользу стоимость пачки

сигарет.

М.Ласки: А я предложу вам другой пример. Те из нас, у кого есть

дети, кто много общается с молодежью, встречают людей, которые жаждут, чтобы в

мире стало больше любви, но неспособны уделить любовь людям старшего поколения.

Митр.Антоний: Да, это тоже верно. Совершенно определенно мы

уходим в мир безответственной молитвы, вместо того чтобы осознать, что, если я

сказал Богу: «Вот нужда— помоги!», я не должен ждать откровения, а должен

быть готов услышать внутри себя ответ Божий: «Ты заметил эту нужду— так

пойди, займись ею». Так что в этом отношении мы оказались не на высоте, и это

одна из причин, почему мы не исполнили своего призвания.

М.Ласки: Другая причина, как мне кажется, почему и вы, и светские