Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Митр.Антоний: Да, это тоже верно. Совершенно определенно мы
уходим в мир безответственной молитвы, вместо того чтобы осознать, что, если я
сказал Богу: «Вот нужда— помоги!», я не должен ждать откровения, а должен
быть готов услышать внутри себя ответ Божий: «Ты заметил эту нужду— так
пойди, займись ею». Так что в этом отношении мы оказались не на высоте, и это
одна из причин, почему мы не исполнили своего призвания.
М.Ласки: Другая причина, как мне кажется, почему и вы, и светские
филантропы не преуспели, в том, что мир отвергается вами, не только в том
смысле, как говорили вы, что человек замыкается в себе и не творит посильное
добро, но и в том, что он воспринимает мир, особенно городской мир сегодня,
так, будто это ад, чертово колесо, его следует избегать. В религии нет радости,
из нее ушло положительное удовлетворение жизнью. Обычные, общепринятые радости
жизни, даже, скажем, удовольствие обладать чем-то, сидеть в своей маленькой
крепости в окружении современного комфорта и играющих детей, мне представляется
здоровым удовольствием. Но мне сдается, что серьезным людям, религиозным и
безрелигиозным, подобные вещи, которыми мы, земные существа, от души
наслаждаемся, всегда представлялись помехами на пути добродетельной жизни.
Митр.Антоний: Мне думается, они до известной степени правы.
Нужно полностью владеть собой, чтобы не забыть самые свои глубины ради более
поверхностного в себе. Легче быть поверхностным, чем глубоким, легче быть на
этом уровне, чем взглянуть в лицо вещам, которые могут оказаться трагичными.
Но, видите ли, беда в том, что мы превратили такое отношение в ложную
нравственную позицию, будто, если вы христианин, то должны быть суровы, почти
мрачны, не должны смеяться…
М.Ласки: Или должны быть очень-очень просты, так просты и
невинны, что реальности жизни представляются вам не имеющими значения.
Митр.Антоний: Да. Но если у вас есть подлинное видение вещей,
если вы сознаете трагичность жизни, вы не можете наслаждаться жизнью