Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

любви— назовите как хотите, по какой-то связи с вами, разделить с вами

вашу проблему, ваше затруднение, разделить не ваше чувство вины, не ваше

бедственное состояние, но то, как вы выбираетесь из него.

М.Ласки: Я взвалила на вас свои вопросы, и вы были очень

великодушны, но я уверена, что не коснулась каких-то важных областей, которые

вы хотели бы упомянуть. Я, вероятно, не дала вам достаточно возможности

высказать то, что действительно имеет значение для вас…

Митр.Антоний: Нет, думаю, что разговор был очень интересный. В

любом случае, невозможно охватить все. Если высказаться о Боге и о религии

очень кратко, в двух предложениях, то вот каковы мои чувства. Бог— не

Кто-то, в Ком я нуждаюсь, чтобы заполнить пустоту. Мне пришлось Его принять,

потому что мой опыт жизни указывает, что Он есть, я не могу уйти от этого

факта. А второе: вытекающие из этого нравственные нормы не являются

обязанностями по отношению к Богу или к людям— я не люблю слово

«обязанность»,— а составляют творческую радость о Боге и благодарность

Ему и людям, и это порождает благоговение: благоговейное поклонение Богу,

благоговейное отношение к людям, благоговение перед жизнью. Я думаю, на практике,

в жизни имеет значение это чувство благоговения, и радости, и вызова, которое

позволит мне вырасти в полную меру.

***

Митр.Антоний: Что меня поражает в нашем разговоре: мы оба

исходим из своего уровня убежденности и веры. То есть я говорил, что у меня

есть какое-то свидетельство тому, что Бог существует. Что, по-вашему,

свидетельствует о том, что Он не существует? На чем основывается ваша вера?

М.Ласки: Думаю, мне придется выразить это в более негативной

форме. Я не вижу доказательств тому, что Бог существует. Не вижу оснований

верить, что Бог есть. То, что вы принимаете за доказательство, мне таковым не

представляется, во всяком случае, не представляется достаточным

доказательством.

Митр.Антоний: Вы считаете это легковерием?

class="postLine">М.Ласки: Легковерием? Я бы скорее сказала, вам и подобным вам

людям ведомо чувство, которое подсказывает, что нечто, что можно назвать Богом,

может существовать, но мне это представляется чувством, будто существует

нечто, что уместно назвать Богом, а не доказательством, что Бог

существует. Мне оно представляется скорее ощущением, чем подлинно