Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

доказательством.

Митр.Антоний: Вы считаете это легковерием?

class="postLine">М.Ласки: Легковерием? Я бы скорее сказала, вам и подобным вам

людям ведомо чувство, которое подсказывает, что нечто, что можно назвать Богом,

может существовать, но мне это представляется чувством, будто существует

нечто, что уместно назвать Богом, а не доказательством, что Бог

существует. Мне оно представляется скорее ощущением, чем подлинно

доказательством.

Митр.Антоний: Как бы вы разграничили доказанность, что нечто

существует, и построение, которое мы назовем легковерием? Как отличить одно от

другого?

М.Ласки: Это трудный вопрос, но мне кажется, что

доказательство— нечто такое, что, если его принять за достоверное, меняет

весь ваш образ мыслей, его необходимо принять в учет, в противном случае любая

картина мира, построения мира, которая у вас была прежде, будет неверна. И я склонна

считать веру в существование Бога излишней. Кажется, Уильям Оккам сказал: «Не

умножайте сущности без необходимости»78.

Я не вижу, к чему надобна вера в Бога, не вижу, чтобы моя картина мира стала

лучше, если я стану верующей. Вернее, я думаю, что моя картина мира будет

искажена, так как, поверив в Бога, я буду склонна сглаживать вещи, вместо того

чтобы глядеть в лицо тем гораздо большим трудностям, с которыми столкнусь, если

не приму веры.

Митр.Антоний: Понимаю. Чем же тогда, по-вашему, обоснован опыт

верующих, говорящий, что Бог существует? Можно ли опровергнуть такого рода

утверждение?

М.Ласки: Такой опыт вовсе не представляется мне убедительным,

потому что на основании собственного опыта, то есть переживаний, я могу сделать

самые разные утверждения. В момент страстной влюбленности я могу сказать: «Вот

человек, с которым я буду счастлива всю жизнь. Он— самое прекрасное,

самое замечательное существо на свете». Но мои глаза ослеплены. Или при сильной

температуре у меня могут быть галлюцинации. Или сияет солнце и наполняет меня

неуместным оптимизмом. Или солнце скроется, и меня охватит ничему не

соответствующий пессимизм. Ведь переживание должно уравновешиваться

авторитетом, так же как авторитет должен быть уравновешен опытным переживанием,

на основании одних лишь переживаний я могу оказаться сумасшедшей.